Медиакарта
21:03 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Количество ВИЧ-инфицированных растёт

Тюменская область попала в десятку регионов России, где зафиксирован критически высокий уровень распространения ВИЧ-инфекции. Общее число инфицированных по итогам первого полугодия – более 23 тысяч.

В Голышмановском районе за десять месяцев текущего года вновь выявлено 12 заболевших, в начале ноября поступила информация ещё о двух ВИЧ-положительных. Официально на учёте с таким диагнозом состоят 84 человека.

Заместитель главного врача Лидия Петровна Грицаева с инфицированными работает 14 лет. За всё это время в текущем году впервые выявлен инфицированный ребёнок в семье, где оба родителя больны.

– Самое страшное, что мать и отец равнодушны к диагнозу своего ребёнка, они в него не хотят верить, – говорит Л. Грицаева. – Если взрослый человек вправе отказаться от противовирусного лечения, то ребёнок отвечать за себя не в состоянии. Он должен находиться под регулярным наблюдением, сдавать анализы, проходить иммунограмму. Иначе иммунитет станет угасать, и организм ребёнка будет беззащитен перед любой инфекцией, даже от обычной ветрянки возможен трагический исход...

Диагноз ребёнку, рождённому от инфицированной матери, можно снять или подтвердить только после достижения им возраста полутора лет. Под наблюдением на сегодня находятся девять малышей. Всего за эти годы 45 детей родились от ВИЧ-инфицированных мам, двое – в этом году. Как говорит Лидия Петровна, делается всё возможное, чтобы дети появились на свет здоровыми. Большинство мамочек дисциплинированные, ответственные, они выполняют все рекомендации врача. Если раньше считалось, что инфицированной матери противопоказано иметь ребёнка, поскольку он родится больным, сейчас ситуация иная. При проведении трёхэтапной химиопрофилактики риск снижается в десять раз. Есть мамочки, которым удалось родить даже троих здоровых детей.

Из заболевших в этом году трое шли на обследование специально, зная, что был половой контакт с ВИЧ-инфицированным. Увы, результаты оказались положительными.

– Возмущает и удивляет, что люди, зная о том, что партнёр болен, не предохраняются, не берегут себя, – рассуждает Лидия Петровна. – Не нахожу объяснений такому легкомыслию. Хотя есть пары, в которых один сохраняет отрицательный статус годами, но вдруг результат становится положительным. Бывает, что один незащищённый контакт – и сразу ВИЧ. У вируса иммунодефицита есть скрытый период, когда в крови антитела к вирусу присутствуют в незначительном количестве, и пока анализ отрицательный. Для полной уверенности, что заражения не произошло, следует пересдать кровь через три месяца. Вообще же, после незащищённого контакта человек должен обследоваться на ВИЧ в течение года.

Как отметила Л.П. Грицаева, основной путь передачи – половой. И заболевает отнюдь не молодёжь, средний возраст – от 35 до 40 лет. Самому молодому заболевшему – 26 лет, двое пациентов старше пятидесяти, в прошлом году поставили диагноз 68-летнему мужчине.

Как правило, заражение получают при случайных контактах, редко кто приводит своих половых партнёров, хотя врач обязан установить путь передачи вируса.

– ВИЧ-инфекция – медленно прогрессирующее заболевание, – говорит Л.П. Грицаева. – На сегодня бессимптомная стадия – у 58 человек. С каждым годом растёт число тех, кто нуждается в терапии. Лечение для пациентов бесплатное. Необходимые препараты мы получаем из СПИД-центра города Тюмени, доставляем сюда, больным остаётся только прийти и получить лекарства. Эффект от лечения заметен: улучшается состояние здоровья, человек начинает меньше болеть. Приведу пример. Наблюдала за одним пациентом несколько лет, честно говоря, думала, что мы его не спасём, настолько плохие были показатели. Получил вторую группу инвалидности, с трудом терапию подбирали. От лечения пошёл на поправку и исчез из поля зрения медиков. Объявился недавно, иммунитет снова угасший. Кроме того, не хочет получать лечение. Таблетки у меня лежат в сейфе. Звоню – говорит, некогда прийти... Часто бывает, что пациент, зная о своём диагнозе, годами не является на приём, скрывается, меняет номера телефонов. А потом оказывается в больнице в крайне тяжёлом состоянии: осложнённая пневмония, туберкулёз, тяжёлые грибковые поражения, когда спасти его жизнь уже практически невозможно.

Взять направление и сдать кровь на ВИЧ можно у любого врача. В Голышманово есть своя лаборатория, которая расположена в отдельном модуле. Любовь Сергеевна Малышкина здесь работает почти 20 лет. При получении положительного результата, для подтверждения кровь отправляют в Тюменскую лабораторию, там применяют диагностически более тонкое исследование. Результат в запечатанном конверте присылается только доверенному врачу – Лидии Грицаевой.

– Никаких отметок на медицинской карте мы не делаем, – поясняет Лидия Петровна. – ВИЧ-инфицированный, обращаясь, скажем, за оперативным лечением, может поставить в известность врача о своём заболевании, а может не сказать об этом. Это право пациента.

Вирус иммунодефицита очень быстро мутирует, поэтому до сих пор от него так и не придумана вакцина. Раньше диагноз ВИЧ воспринимался как приговор. Медицина не стоит на месте, изобретаются методики лечения, новые препараты, и к ВИЧ стали относиться как к тяжёлому хроническому заболеванию. Люди теряют страх, бдительность: заражение происходит незаметно. Да, жить с ВИЧ можно. Но лучше без него.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Ирина ШАДРИНА