Медиакарта
6:21 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Они не потеряли веру в ЖИЗНЬ!

Пройти через лишения и страдания и не потерять веру в жизнь – это не каждому дано, что особенно заметно в современном мире… Может поэтому мы удивляемся жизненной энергии людей, прошедших через жестокие военные годы, сумевших не только выжить в кровавой мясорубке, но и поднять нашу страну из руин, трудиться не покладая рук, любить, создавать семьи, растить детей… И одна из них – Александра Степановна Квашнина, которая 3 декабря отметила своё девяностолетие!

- Я по мужу Квашнина-то, а по родителям – Демитриева. Жила в деревне Базариха Викуловского района, а недавно - три года назад - переехала к дочери в Раздолье. У моих родителей было пятеро детей - все девчонки, один только парень. Жили дружно, работали… И всё бы хорошо, если б не война… – с тоской и горечью промолвила пожилая женщина. – До сих пор помню тот день, когда узнали об этой беде: мама с соседкой спарилися и отправились в лес дрова рубить, а я следом увязалась… Не брали они меня ни в какую, ведь восемь километров идти надо было, да ещё тащить топор, пилу и мешок с продуктами! Но я лепень-то ещё такой – хоть сучки буду таскать, но пойду и помогу. На второй день приезжает на коне пожарник Денис Михайлович, и скрозь слёзы говорит: «Товарищи женщины, я к вам не с добрым словом – началась война…».
Из нашей семьи на фронт ушли и не вернулись папа и дядя. Отца ранили в живот и не могли спасти – это уже его друзья написали. Он дал им адрес - если что случится, чтобы родным сообщили. Как сейчас помню – мы, ребятня, вечером на печке сидим, а матушка на прялке прядёт. Ну и вот - зашла к нам почтальонка и заплакала… Мы уже сразу поняли, что случилось! Принесла похоронку и письмо. Похоронили его где-то у небольшой деревеньки на краю кладбища… Да всё было там написано… Ну чо… поплакали, поплакали, да на этим и осталися, чо делать-то? Пять гавриков, я сама перва, вот мне и досталось! Дома дров нету, так мы с маминой напарницей Марией Кирилловной (они вместе телятницами работали) возьмём пилу и в трёх километрах от деревни хоть сколько-то дров напилим. Лазим по снегу, а его-то не по-теперешнему – выше пояса… А одеться-то не во что, даже штанов не было. Свяжу, бывало, себе чулки выше колена, да шерстяные носки-обутки, вот и всё. Чо только я не переделала – сено возила на ферму коровам, на быках пахала и на коровах боронила, пшеницу руками сеяла, да лён для вожжей.
Рассказывает Александра Степановна о том лихом времени, а вместе со словами плач так и рвётся наружу! А мы слушаем и сами еле слёзы сдерживаем… Вот ведь сколько пережили, сколько натерпелись, а ведь выстояли и через все трудности прошли. Нам бы поучиться у них поменьше жаловаться, да роптать!
На мой вопрос: «А помнит ли она день, когда о Победе узнали?» - ответила с готовностью:
- Конечно! Были мы тогда тоже в поле, и опять приезжает к нам Денис Михайлович и говорит: «Давайте, прекращайте работу! Победа!». Мы бросили всё, запрягли коней в телеги, уселись и поехали к Совету, а там народу – стон стонет! Все плачут! Маме сказали, а она не смогла идти, в рыданиях пала сразу! Ой, тяжело было шибко… Понимали – кого дождёмся с фронта, а кого и нет.. Слёз, слёз, сколько было! А у нас в Викулово Лапин был - мужчина хороший, вот ходит и успокаивает – не плачьте вы, не плачьте, может кто и вернётся… А мы-то уже знали, что у нас ни отца, ни дяди нет! Ой, я и сейчас только вспомню, даже говорить не могу… В «Книге Памяти» на букву «Д» в самом низу написано – Демитриев Степан Иванович и Демитриев Василий Иванович – два брата.
Помолчали мы немного, и снова продолжили нашу беседу...
- Замуж я вышла в 1945 году - за фронтовика, родила семерых детей. У моего Фёдора родители рано померли. Они с братом маленькие были, на печке играли и даже не знали, что мать уже мёртвая лежала… А отца-то ещё раньше не стало. Да что уж говорить - у всех в то время судьба-то не сладкая была…
Чтобы как-то отвлечь Александру Степановну от тягостных воспоминаний, я спросила - как же они с мужем-то познакомились?
- Так мы же с детства друг друга знали, через дорогу жили! – с улыбкой воскликнула она. - Деревня-то у нас матерушша была, хоть и трудно жилось, но весело - гармонистов много, а я - плясунья, да певунья… Как не заметить! Он пришёл к нам и сказал маме, что жениться на мне хочет, а та не согласилась сначала, но потом, уж когда сваты заявились, смирилась - всё честь по чести.
Много лет с той поры прошло, выросли дети, не стало мужа, ушли из жизни две дочери и внук… А она не сломалась, не склонила голову! Неведомая сила подвластна людям того поколения, которая не даёт падать духом!
Сейчас моя героиня живёт с одной из дочерей в селе Раздолье. Её большая гордость - 17 внуков и 20 правнуков. Вот и в этот юбилейный праздничный день правнучка Дашенька Орлик не отходила от прабабушки, даже свечи на торте вместе задували.
- Я ведь живу-то в радости, вон какой уход за мной! – говорит баба Шура. – Конечно, немного скучаю по дому, каждый день Бога молю – хоть бы мне до весны дожить, да в деревню родную ещё съездить… А всё нормально будет, так я и за цыпушками летом погляжу. О, мы нонче вон каких гусей-то нарастили, да мяско-то какое вкусное поедали!
Вот такой разговор состоялся у нас с юбиляршей перед тем, как она стала принимать заслуженные поздравления от родных и гостей. Начальник отдела социальной защиты населения А.Л. Курочкина вручила поздравление от Президента России В.В. Путина и главы Армизонского района Е.М. Золотухина, а также цветы и подарок. Представители местной власти тоже поздравили свою землячку со столь знаменательной датой.
Наша беседа продолжилась за чашечкой чая… И так не хотелось расставаться, но, как говорится, пора и честь знать… Тепло распрощавшись с юбиляршей, мы отправились восвояси в прекрасном настроении. Да и как иначе, ведь даже погода в этот день будто сговорилась с именинницей и тоже подарила нам солнечные улыбки, яркое снежное сияние и всего лишь лёгкий морозец…

Автор: Галина БАХАРЕВА