По свидетельствам логопедов, проблема звукопроизношения у детей год от года становится всё актуальнее. Пути её решения обсудили участники семинара, посвящённого особенностям организации сопровождения детей с нарушениями речи, который прошёл на днях в школе № 8.
В мероприятии приняли участие руководители дошкольных образовательных учреждений города, воспитатели, методисты, логопеды, родители детей, имеющих нарушения речи. Опытом работы по успешной реабилитации и социализации учащихся поделились специалисты Ишимской школы-интерната.
По словам начальника отдела дошкольного и начального образования городского методического центра Светланы Попковой, за последние три года в Ишиме отмечается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Для коррекции звукопроизношения у таких воспитанников в детских садах оборудованы логопедические кабинеты. В субботние дни вместе с ребёнком могут прийти и родители, чтобы получить бесплатные консультации специалистов по вопросам автоматизации звуков. Наряду с этим в системе дошкольного образования предусмотрена и платная услуга по коррекции речи – на усмотрение родителей.
Важность проблемы отметил в своём докладе директор департамента по социальным вопросам Борис Долженко. Сегодня детские сады города посещают 4 417 воспитанников, из которых каждый третий (30 %) имеет нарушение речи разного профиля. От общего количества детей в возрасте от 5 до 7 лет (1 773 воспитанника) 1 372 ре- бёнка нуждаются в коррекции речи. Чтобы помочь таким детям преодолеть барьеры звукопроизношения, рассматривались разные варианты. Например, включить ставку логопеда в каждом дошкольном учреждении – но одному специалисту с таким объёмом работы не справиться.
– Принято решение построить работу следующим образом: набрать желающих из числа сотрудников, имеющих дополнительную специализацию по данному профилю, – не менее двух человек от каждого корпуса. С филиалом ТюмГУ в г. Ишиме заключён договор о сотрудничестве по обучению сертифицированных специалистов. Для координирования работы по сопровождению детей с нарушениями речи создано городское методическое объединение под руководством директора школы-интерната Г.А. Калугиной, – сообщил Борис Геннадьевич.
Стоит отметить, что многие дошкольные учреждения уделяют серьёзное внимание логопедической работе с воспитанниками.
– У нас работает квалифицированный логопед. Кроме того, за счёт средств детского сада прошли обучение в Ишимском педагогическом институте шесть воспитателей, которые также работают с детьми, нуждающимися в коррекции звукопроизношения. Каждую субботу проводятся групповые занятия, в которых принимают участие как дети, так и их мамы и папы, бабушки и дедушки. На индивидуальных консультациях родители могут получить рекомендации и письменные материалы для занятий с ребёнком дома, – отметила директор детского сада № 19 Ольга Мамедова.
Несомненную пользу такой работы отмечают и родители.
– Лизе было четыре года, а она не выговаривала некоторые звуки: «ж», «ш» и «р». Мы занимались с логопедом в детском саду № 5 и дома выполняли артикуляционную гимнастику. Результаты не заставили себя ждать: в течение трёх месяцев дочка освоила шипящие, за полгода поставили звук «р». Очень важно, что группы логопедического профиля есть в детских садах, где дети и родители могут получить квалифицированную бесплатную помощь по коррекции речи. Но не менее важна и поддержка родителей – с ребёнком нужно обязательно заниматься дома, только тогда будет быстро достигнут нужный результат, – считает Елена Можеловская.
Если детям с лёгкими и средними нарушениями речи могут помочь в детских садах, то с ребятами, у которых имеются серьёзные проблемы, приводящие к инвалидности, занимаются в Ишимской школе-интернате. Борис Долженко рассказал, какие меры предпринимаются, чтобы оказывать качественную профессиональную комплексную помощь семьям с детьми-инвалидами по речи. Сегодня в учреждении работают с детьми-инвалидами по слуху, слабослышащими, глухими и глухонемыми. В этом году школа получила лицензию на оказание услуг ученикам с нарушениями речи, в частности, с заиканием. Сейчас муниципалитет планирует приобретение дорогостоящего оборудования – вербатонов – в рамках реализации программы «Доступная среда». В ишимских школах обучается около 80 детей с глубокими нарушениями речи, с 1 сентября в школе-интернате будет открыт специальный класс для занятий с ними.
В ходе семинара-практикума опытом работы поделились сотрудники Ишимской школы-интерната. Директор учреждения Галина Калугина рассказала о создании условий для успешной социализации и реабилитации детей с нарушениями речи, особенности организации учебно-воспитательного процесса осветила заместитель директора Светлана Михеева. С творческим отчётом «Человек, как звезда, рождается» выступили учащиеся школы. В завершение программы участники семинара получили индивидуальные консультации по вопросам сопровождения детей с нарушениями речи от учителей-логопедов школы-интерната и специалистов психолого-медико-педагогической комиссии городского методического центра.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА