Медиакарта
12:01 | 13 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

По долгу воина-интернационалиста

Сегодня, в 28-ю годовщину завершения вывода советских войск из Афганистана, мы низко кланяемся всем, кто причастен к героической и трагической Афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Несмотря на то что юридически наша страна не находилась в состоянии войны, за 10 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек. Один из них Александр Николаевич Карпов из Туртаса.

Ему сейчас 53 года. А в Афганистан прибыл восемнадцатилетним пацаном после школы, в 1982 году. Три месяца их готовили на полигоне в Таджикистане и ребята знали, куда попадут. В полку, как ни странно, были сплошь славяне, в основном сибиряки.
Прибыли. Первые впечатления? Да ничего примечательного: горы, камни да пески. И война ничем особенным о себе не напоминала. Но уже на третий день выдвинулись на Кандагар для сопровождения автоколонны - туда и обратно. Правда, отделались тогда несколькими очередями из-за груды камней. А вот позже, когда ходили в сторону Пакистана, были операции серьезные, тогда и познали, почем фунт лиха.
Сашка, он танкист, механик-водитель. Сначала Т-55-й водил, а потом из Кушки своим ходом через два перевала прибыли Т-62, и он пересел за рычаги боевой машины комбата. Там же жара, и каково в стальной коробке танка? Верите, нет, но нормально, даже прохладно казалось внутри, поскольку мощный вентилятор гнал знойный воздух через люки наружу. Ну а жарко было в переделках. Бывало, за какой-то час расстреливали весь боекомплект - 40 снарядов.
А в общем и целом провел гвардии сержант Александр Карпов в Афгане полтора года срочной службы из двух, требуемых тогда по закону. Дембельнулся в ноябре 83-го, когда до полного вывода советских войск оставалось еще 6 лет. Что значила в его жизни Афганская война? Осталась она в воспоминаниях о своеобразной природе этой азиатской страны и ее людях. И хотя общения были короткими, большей частью случайными: их бригада дислоцировалась вне населенных пунктов, мирные афганцы запомнились своей любознательностью и какой-то по-детски неподдельной доверчивостью. Русский солдат всегда был готов поделиться с афганцем и сигаретой, и куском хлеба, детям могли отдать банку тушенки, печенье, и это вызывало ответную нормальную реакцию жителей мирных кишлаков.
Тогда в 80-х последний военный бросок империи по имени Советский Союз наша пропаганда выдавала как выполнение интернационального долга и оказание помощи братскому афганскому народу. Осознавалось ли это в войсках? Про долг Карпов не вспомнил, не проникся, наверное. Просто, раз служишь в армии, надо воевать, выполняя приказы командиров. Вот и воевали, особо не размышляя о патриотизме, присяге, о своей освободительной миссии и вообще в политику не лезли. Хотя на политинформациях внушалась убежденность в их незаменимой роли защитников афганских дехкан от режима моджахедов, поддерживаемых Западом. «Если не мы, то здесь будет орудовать НАТО», - говорили замполиты.
С войны вернулся Александр туда, откуда и призывался, где рожден был, в Туртас. «Как сказывался Афганистан на первых порах мирной жизни, ведь полагались какие-то льготы?» - спросил его я. Спросил и вспомнил свои студенческие годы. Был у нас в группе бывший воин-афганец таджик Додар. Если ехать куда, а в то время у касс очереди - пушкой не пробьешь, но ему, только удостоверение поднимет над головами, «всегда пожалуйста». А с ним и нам, двум-трем сокурсникам, удавалось билеты без очереди взять. Да, согласился Александр Николаевич, поначалу такое воспринималось как норма. Когда они с Афгана прилетели в Ташкент, тоже с билетами на поезда была напряженка. Но начальник вокзала, увидев их, подошел и быстренько решил проблему. Спрашивается, по каким признакам определил, что они из Афганистана? У них награды были, у некоторых даже ордена, да и загар, пожалуй, выдавал. А удостоверения получали по прибытии на места.
Участников Великой Отечественной войны, к которым приравнены воины-интернационалисты, можно определить по небольшой копии ордена Отечественной войны, которую бывшие фронтовики носят в будни вместо боевых наград. А у афганцев есть знак отличия? Нет. Но это не означает, что туртасские ветераны Афгана обделены вниманием власти и льготами. Раз в квартал приносят из соцзащиты проездной на автобус по области, правда, Александр ни разу им не воспользовался, как-то не было повода.
А доводилось ли сталкиваться с отношением, когда приходишь к чиновнику за помощью, а в ответ: мы вас туда не посылали и нечего с нас что-то требовать? У него примерно такая канитель была, когда в 84-м получал жилье: «Ты одиночка со своими льготами, а у нас семейных очередь, так что отойди, парень». Но всё же дали. А в 2001 году уже без всяких проблем Сургутгазпром улучшил жилищные условия семьи афганца, вручив ключи от двухуровневого коттеджа площадью 140 кв. метров. К тому времени вместе с супругой Людмилой Геннадьевной они растили двух сыновей. Евгений и Анатолий - особая гордость родителей. У обоих высшее образование и хорошие должности в нефтегазодобывающей отрасли. Старший работает в Оренбурге, младший в Якутии. Словом, жизнь удалась. Вернувшись на родину в Туртас, Александр устроился на КС-8 и по сей день трудится на станции машинистом трубоукладчика. Отлично работает, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и иные поощрения.
В память об Афгане, особенно в юбилейные даты вывода ОКСВ, администрация района устраивала торжественные мероприятия, теперь деньги, видимо, кончились. Но, сбросившись, афганцы сами собираются в какой-нибудь кафешке. За разговорами и, чего уж там, непременными фронтовыми 100 граммами, вспоминается боевая молодость. Впрочем, особо-то и не вспоминается: они давно взрослые предпенсионного возраста люди, сейчас у каждого совсем иные заботы и проблемы.
Конечно, знает всех афганцев Туртаса, сегодня их 11 человек, но воевали в разных местах, его однополчан в поселке нет. Вспоминает, что был один туртасский из автороты в Кандагаре. Карпова уже на дембель оформляли, когда тот прибыл в часть. Жаль, след земляка затерялся - вернувшись в Союз, в Туртас он уже не приехал.
Жалеет ли о времени, проведенном в Афганистане, не зря ли потрачено? Убежден, что не зря. Хотя бы потому, что увидел и узнал заграницу, дотоле неведомую. Повоевал. Даже на фугасе его танк подрывался. А в России что? Так и промаршировал бы два года, истоптав кирзачи на бетонке плаца.
А еще мой собеседник - увлеченный рыбак, собиратель таежных даров и страстный охотник. Как-то Александр Николаевич даже уложил медведя, пытавшегося залезть в один из окраинных домов в Нижнем Чебунтане. Но, как говорит известный телеведущий, это уже совсем другая история…

Фото автора  

К другим новостям "Уватских известий"

Автор: Александр ПАРАМОНОВ