Медиакарта
5:21 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа помогает искать свою дорогу в жизни

Тридцать пять лет назад в посёлке Голышманово появилась коррекционная школа № 3, которая специализируется на обучении детей с отклонениями в развитии. Сначала это была школа-интернат. Под неё выделили здание бывших яслей по улице Садовой, которое располагалось на том самом месте, где сейчас стоит школа. Первым директором школы-интерната назначили Таисью Андреевну Осинцеву, завучем – Любовь Константиновну Казанцеву. Они практически сутками пропадали на работе, неся тяжёлый груз ответственности за «особых» детей, в том числе сирот, которых привозили в школу-интернат из разных населённых пунктов юга Тюменской области. Были годы, когда количество воспитанников доходило до 170. Ребятишки жили в интернате круглогодично, что добавляло хлопот работникам. Детей кормили, одевали, обували, укладывали спать, в случае необходимости лечили. В коллективе в основном была молодёжь, но никто не пасовал перед трудностями – ни в учебно-воспитательном процессе, ни в организации быта. Во всём помогали опытные педагоги-наставники – И.Г. Матвеев, А.С. Плешкунова, Г.Ф. Абрамова, А.В. Шелудкова, А.К. Давлятова, Г.И. Цветцих.

Из воспоминаний педагогов-старожилов школы № 3: «Поначалу дети были неуправляемыми, часто ссорились, порой случались нервные срывы, взрослых не слушались. Сложно было собрать даже на просмотр диафильмов и развлекательные мероприятия. Постепенно воспитанники привыкали к новым условиям жизни и распорядку дня, стали соблюдать дисциплину и выполнять требования учителей и воспитателей. Освоили навыки самообслуживания и помогали работникам школы-интерната по хозяйству: топили печи, заготавливали дрова, дежурили в столовой, ухаживали за животными на своей небольшой свиноферме, выращивали картофель на поле за посёлком. Во дворе интерната в деревянном домишке располагалась столярная мастерская. Не было бани, посещали общественную, всей школой ходили строем. Также ходили и на уроки, помещения под учебный корпус арендовали в старом здании начальной школы № 1, свой построили лишь осенью 1986 года. В то же время решился вопрос с пришкольным участком: разработали землю, построили парники для выращивания рассады капусты и помидоров, начали выращивать овощи. Возвели мастерскую и спортзал».

В 1988 году интернат расформировали, на обучение в коррекционную школу стали принимать детей только из нашего района. Возглавил школу № 3 Александр Андреевич Малюгин и руководил ею почти двадцать лет. В этот период произошло немало преобразований в обустройстве школы. До 1995 года продолжали выращивать свиней, получая дополнительный доход для нужд школы. После отказа от ведения хозяйства, расширили площадь огорода. Продавали рассаду, а также изделия, изготовленные в швейной и столярной мастерских. В 2007 году директором школы № 3 стала Наталья Владимировна Воронова. Сюда она трудоустроилась социальным педагогом, работает в школе № 3 уже семнадцать лет, из них десять – на руководящей должности.

– Когда заговорили о внедрении инклюзивного образования, коррекционные школы стали не нужны, и во многих районах их закрыли, нашу сохранили, – рассказывает Наталья Владимировна. – Пять лет назад был проведён капитальный ремонт, школа оборудована пандусами, поручнями и другими приспособлениями для удобства учащихся. Созданы современные условия для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. У нас отличная материально-техническая база: мебель, компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивные доски. Стараемся идти в ногу со временем. Единственная проблема – теснота. Логопед и психолог ведут занятия в одном кабинете. Нет актового зала, организуем мероприятия в холле. Мечтаем о сенсорной комнате для психологической разгрузки, сделали заявку на приобретение, надеемся получить дорогостоящее оборудование благодаря реализации программы «Доступная среда».

В штате школы 22 работника, среди них 13 учителей. По словам директора, коллектив творческий и работоспособный. Много лет трудятся Вадим Русаков, Надежда Кудина, Ольга Борцова, Любовь Крукова, Наталья Пестина, Наталья Рябченко, Елена Коновалова. Им стараются соответствовать молодые педагоги – Николай Смольников, Дмитрий Веретенников, Анжелла Щеглова. Более трети часов образовательной программы отводится трудовому обучению. Учителя вместе с воспитанниками участвуют в ремонтах, в сборке мебели, в изготовлении различных поделок, в выращивании овощей. Например, в холле установлен стол в виде шахматной доски с деревянными фигурами. Это старшеклассники сделали своими руками на занятиях по столярному делу. Выполняя различные виды работ, ребята приобретают полезные навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Сейчас в коррекционной школе-девятилетке 56 учеников, пятерых обучают на дому. Трое посещают занятия по отдельному расписанию. Этих ребятишек не оставляют без внимания, приглашают с родителями на общешкольные мероприятия. В школу № 3 дети поступают по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. На каждого ребёнка составлены индивидуальные образовательные маршруты.

– В последние годы к нам приходят дети с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии, причём выявляют их уже в раннем детстве, – отметила Н.В. Воронова. – Раньше мы работали только с детьми с умственной отсталостью, а теперь с ДЦП, с аутизмом и психопатическими расстройствами. Учим детей с синдромом Дауна. Изучаем много специализированной литературы, применяем новые подходы в коррекционной работе. В прошлом году шесть педагогов получили дефектологическое образование, планируем выучить по этой программе остальных. На сегодня у нас в штате нет ставки тьютера. Это специалист, который обязан сопровождать воспитанника в течение учебного дня. Поднимаем эту проблему, возможно, к новому учебному году введут такую должность. Сейчас, по сути, роль тьютеров выполняют родители. При имеющемся количестве учителей мы не можем обеспечивать тьютерское сопровождение. Чаще всего родители болезненно воспринимают, если их детей рекомендуют обучать в нашей школе. Спустя время успокаиваются, когда видят положительные результаты в развитии детей.

В прошлом году все образовательные учреждения пережили реорганизацию, в результате которой школу № 3 присоединили к школе № 1. Как пояснила Н.В. Воронова, изменения коснулись только административного аппарата, школа действует в привычном ритме. Здесь все работники относятся к детям с пониманием и теплом, поэтому царит атмосфера дружной семьи.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Ксения ЗОЛОТАРЁВА