Дорогие читатели, сегодня мы начинаем новый цикл публикаций о православии. На территории нашего района располагалось несколько каменных и деревянных церквей и часовен. Православие на Уватской земле имеет длительную и насыщенную историю. Мы откроем лишь некоторые её страницы. Первая публикация посвящена небольшой сельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Буренском.
В старину самое почетное центральное место в селе отводили под храм. Контуры храма и его колокольни красиво вписывались в панораму поселения. Ставились они на самой высокой площадке и были видны за несколько километров с разных сторон, будь то с торной дороги или с реки. Строительство храма было большим событием, деньги на его постройку собирали со всей округи. Отстроенный храм играл важную роль в жизни прихожан, являлся для них культурным и духовным центром.
Сельский церковный приход в XIX - начале ХХ вв. представлял собой пространство, совпадающее с границами крестьянского мира. Объединяя членов клира и прихожан, с одной стороны, и включая культовые сооружения, с другой, он выступал в качестве религиозной общины, роль сосредоточения которой играл сельский храм.
По имеющимся данным, самые ранние сведения, связанные с приходом с. Буренского, относятся к первой трети XVIII в. Историк Н.А. Абрамов рассказывает случай, который произошел с Преосвященнейшим митрополитом-схимонахом Феодором в 1714-м году в остяцком селении Буренькины юрты, на пути к Березову. «… тамошние остяки до такой степени простерли свою дерзость против проповедника веры Христовой, что начали в бывших с ним лиц стрелять из луков и пищалей. Одному из духовных лиц прострелили ногу и голову; архиерейскому келейнику Павлу стрела прошла сквозь плечи; монаху, воздевавшему руки к небу, прострелили ладони. Видя такую опасность, бывшие на судне, на котором следовала по реке Иртыш миссия, ужаснулись и ушли внутрь его. Схимонах-архиерей один стоял на берегу Иртыша. Он не страшился стрел врагов и среди разъяренных дикарей проповедовал Христа… Наконец, гнев остяков достиг высшей степени. Некто из них Ушанко выстрелил из пищали в неумолкавшего архиерея, и он мог пасть жертвой своей ревности. Но тот, чье имя он проповедовал, сохранил его. Пуля, направленная прямо в грудь его, коснулась только рясы схимника и мимо пролетела. Все удивились чудесному его спасению».
Позже Ушанко вместе со своими сообщниками был приговорен к смертной казни, тогда Феодор обратился с ходатайством простить их. Когда его просьбу удовлетворили, он взял Ушанко к себе в Тюменский монастырь и убедил принять христианскую веру.
В 1853 году «тщаниями» прихожан в селе Буренском была построена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В приходе Буренской церкви насчитывалось 1075 душ. Приход состоял, кроме собственно села Буренского, из 10 деревень и 2 остяцких юрт: Заимской, Осиновой, Стерховой, Моховой, Кошелевой, Сору Кошелевского, Комаровой, Софоновой, Сору Буренского, Чебуниной, Юрт Кошелевских и Летно-Буренских юрт.
Прихожане в каждый воскресный и праздничный день посещали сельский храм, но редко кто из них мог точно знать исторические священные события. Некоторые из них, не зная ни одной молитвы, считая себя людьми темными, неграмотными, верили, что на том свете с них много не спросят.
20 ноября 1865 года по причине ветхости печей она сгорела. В 1866 году на месте сгоревшей церкви построили новую. 3 января 1873 года она была освящена. Настоятелем в церковь в 1872 году был направлен Иван Александрович Бирюков.
25 мая 1883 года исполнение обязанностей священника Буренской церкви на восемь месяцев было возложено на Василия Федоровича Тверитина, ранее служившего в Березове. За усердие он был награжден Бронзовым крестом на владимирской ленте в память вой-ны 1853-1856 годов. В 1884 году церковную территорию прихожане обнесли забором. В 1892 году Василий Тверитин скончался.
На место Василия Тверитина 19 ноября 1892 года заступает выпускник рязанской духовной семинарии Андрей Афонасьевич Плахинский. Его стараниями в 1893 году в одной из деревень была освящена часовня во имя Святого Великомученика Пантелеймона. Трижды в год в часовню устраивались крестные ходы. Они проводились 26 марта в день освящения часовни, в Пасхальную неделю и 27 июля в день памяти Святого Пантелеймона.
Огромное старание в содержании прихода за годы служения (1897-1907 гг.) проявил Стефан Иванович Кремлёв. При нем в 1900 году был произведен ремонт здания церкви, «были окрашены полы, стены и потолок во всей церкви и паперти, на что употреблено из церковной суммы пятьдесят рублей. Кроме того, взамен двух старых печей сложена одна новая».
В 1905 году он обращается к благочинию второго округа Тобольской епархии Александру Сосунову с просьбой о переносе церкви на другое место, либо в другую деревню прихода «в виду каждогоднего увеличивающегося обвала берега во время паводка». В Буренское был направлен земельный инженер, который составил подробную план-карту села. Но в течение двух лет размыв берега прекратился, среди Иртыша образовался остров, и решение о переносе церкви было отложено.
В 1909 году Стефан Кремлёв в возрасте 66 лет по собственному прошению переводится за штат с назначением полной священнической пенсии.
Преумножил старания своего отца на посту священника прихода Василий Степанович Кремлёв. В 1910 году от благочиния Василий избирается «депутатом на епархиальный съезд духовенства». Особое внимание он, как заведующий, уделял церковно-приходской школе. Он глубоко понимал, что только грамотные прихожане могут в полной мере приобщаться к основам православия.
Церковно-приходская школа в селе была открыта в 1889 году. В первый год в ней обучались 20 мальчиков, девочек не было.
Василий Кремлёв был последним священником Благовещенской церкви. Антицерковная политика советского правительства привела к гибели культурных ценностей, памятников искусства и культуры. Многие храмы были закрыты. Многие из них использовались не по назначению или были разрушены. Такая же участь постигла и Благовещенскую церковь села Буренского. В середине ХХ века здание было перевезено в село Осинник, где выполняло функции сельского клуба. В 1970-е годы оно сгорело.
Церковь и священнослужители несли не только православную веру. При храмах открывались церковно-приходские школы, где обучались деревенские мальчики и девочки. Церковнослужители жили чаяниями и проблемами своих прихожан. Огромный след в истории буренского прихода и села оставила семья Кремлёвых. О ней мы расскажем в своем следующем материале.
К другим новостям "Уватских известий"