Начальник Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Омутинский» Андрей Валентинович ВАГИН никогда не отказывает районным средствам массовой информации во встрече. Вот и сейчас, во время очередного посещения местного отделения полиции, он зашёл в Дом прессы. Мы же, в свою очередь, были рады получить ответы на интересующие юргинцев вопросы из первых уст.
Языком цифр и фактов (данные за два месяца 2017 года)
На территории, обслуживаемой МО МВД РФ «Омутинский», куда входят Омутинский, Армизонский и Юргинский районы, зарегистрировано 88 преступлений, что на 28,5 процента ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Непосредственно в Юргинском районе совершено 19 преступлений, снижение составило 44 процента, несовершеннолетние в них не фигурируют.
Раскрываемость преступлений – одна из самых высоких в области – 91,3 процента (выше лишь в Уватском отделе – 94,4): в Омутинке – 92,5, Армизоне – 94,1, Юрге – 87 процентов.
– Такая статистика импонирует. Андрей Валентинович, уровень безопасности в районе зависит не только от раскрываемости преступлений, но и от целого комплекса социально-экономических мер: трудоустройства населения, решения проблем незаконной миграции, работы с молодёжью… Налажено ли взаимодействие органов внутренних дел с руководством района, с ведомствами по профилактике преступлений и правонарушений?
– Показатели действительно реальные. Снижение преступности произошло не за счёт укрытия преступлений – в дежурной части регистратор в записи фиксирует все поступающие сообщения, а благодаря большой профилактической работе.
Сотрудники полиции участвуют в проводимых администрацией Юргинского муниципального района заседаниях, где рассматриваются вопросы общественной безопасности и охраны правопорядка, профилактики правонарушений и преступлений, дорожной безопасности и так далее, выступают с докладами.
У нас уже давно организовано взаимодействие со всеми ведомствами, включая комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав районной администрации, уголовно-исполнительную инспекцию, органы образования и здравоохранения. Чтобы не быть голословным, приведу примеры. С уголовно-исполнительной инспекцией составляем поквартальный график по проведению мероприятий, за два месяца было шесть адресных проверок с участием представителя УИИ, в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Рецидив» проверено 86 граждан. Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних с начала года было организовано восемь рейдов, прошло оперативно-профилактическое мероприятие «Семья». Проверялись торговые точки на предмет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, а также её реализации в запрещённое время – согласно постановлению правительства области, выявлялись факты продажи продуктов самогоноварения.
– Что касается последнего, каковы результаты?
– Выявлено пять правонарушений: одно – по статье 14.16 КоАП РФ (нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), одно – по части 3 статьи 14.53 КоАП РФ (продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий), три – по статье 1.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности (сбыт продуктов самогоноварения).
– По-прежнему одна из ключевых фигур для села – участковый уполномоченный с широким кругом обязанностей. Нелегко держать под контролем сразу несколько территорий, которые удалены друг от друга на приличное расстояние. Приходится рассчитывать на неравнодушных жителей. Насколько население доверяет нашим «анискиным»?
– Раз в несколько лет в рамках инспекторской проверки проводится мониторинг, в ходе которого выявляется степень доверия населения не только к участковым уполномоченным, но и к полиции в целом. При последней проверке, которая была в 2015 году, мониторинг показал высокую степень доверия по всем трём районам.
Непосредственно по участковым. Судить о том, насколько их работа эффективна, насколько население к ним расположено, помогают традиционные сходы граждан. Сотрудники подразделения УУП отчитываются перед населением, отвечают на вопросы, выслушивают замечания и пожелания. Ни разу не было, чтобы поступали сигналы о том, что участковый не отреагировал на обращение, не выехал на вызов, что его невозможно найти.
– Органы внутренних дел сегодня максимально открыты для населения: работают сайты, телефоны доверия, горячие линии. Какова их востребованность?
– В межмуниципальном отделе, непосредственно в селе Омутинском, установлен телефон доверия, его номер периодически через районные СМИ доводим до населения. Но с районов – Юргинского и Армизонского – звонков практически не поступает, причина остаётся загадкой. От жителей Омутинского района за два первых месяца текущего года поступило 17 звонков. В подавляющем большинстве это сигналы о продаже водки, самогона, браги. Кстати, о подобных фактах люди информируют участковых – как по телефону, так и в частной беседе, и через интернет. Омутинцы, таким образом, откликнулись на информацию о массовом отравлении суррогатным алкоголем в Иркутске в конце прошлого года. В общей сложности с начала оперативных мероприятий, проходивших в связи с этой трагедией, по данный момент мы изъяли более 300 литров спиртосодержащей продукции, включая гигиенические лосьоны, парфюмерные косметические средства, алкоголь, не имеющий лицензию, контрафактные водку и коньяк, привезённые из Казахстана.
Основную информацию по работе нашего межмуниципального отдела мы периодически размещаем на сайте Управления МВД России по Тюменской области, адрес: 72.мвд.рф.
– Не раз в центральных средствах массовой информации обозначалась проблема материально-технического обеспечения полиции. До Москвы нам, как говорится, далеко. Что касается непосредственно нашего межмуниципального отдела, ситуация действительно проблемная?
– У нас укомплектованность обмундированием, вооружением, оргтехникой, транспортом – стопроцентная. В связи с экономическим кризисом существуют небольшие проблемы, например, идёт экономия ГСМ, но это не влияет на выезды по вызовам, не отражается на раскрытии преступлений, на работе полиции в целом.
– Паспортно-визовая служба вновь перешла в подчинение полиции. Какова цель такого объединения? На сегодня мы уже можем говорить об эффективности данного решения?
– Правильнее сказать – миграционная служба. Когда-то, несколько лет назад, мы были единым целым. Сейчас пришли к тому же. Считаю, это правильно: миграция и полиция должны работать совместно по мигрантам, по преступлениям, где фигурируют иностранные граждане. Сельский менталитет, когда каждый приезжий как на ладони, помогает нам в работе. Ещё один положительный момент объединения – сплочённость. Если раньше направлений было два, соответственно и два руководителя, возникали вопросы с ответственностью. Сейчас один руководитель, который отвечает за всё.
Что касается численности сотрудников миграционной службы. Штатное расписание утверждено Министерством внутренних дел РФ исходя из нагрузки на одного человека. Понимаю, что нагрузка большая, но роль играет количество проживающих на территории. Таким образом, в Юргинском и Армизонском районах у нас принято по одному специалисту, в Омутинском работает два специалиста-вольнонаёмника и один аттестованный – это старший инспектор миграционного пункта капитан полиции Ирина Алексеевна Кликушина.
– Менее года назад в рамках реформы совершенствования работы правоохранительных органов была создана федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, сокращённо Росгвардия, в структуре которой войска, созданные на базе Внутренних войск МВД. Сегодня Росгвардия доказала необходимость данной реформы?
– Президент России объяснил создание Росгвардии необходимостью поставить под особый контроль оборот оружия в стране. В состав национальной гвардии, согласно указу, включены подразделения ОМОН, СОБР, центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, вневедомственной охраны, подразделения лицензионно-разрешительной работы. Основные задачи: участие в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности; обеспечение территориальной целостности и обороны России; выработка и реализация государственной политики и регулирование в сфере деятельности войск национальной гвардии, оборота оружия, частной охранной деятельности, вневедомственной охраны.
Если брать работу на местах, конкретнее – в нашем отделе. Раньше, до реформы, была вневедомственная охрана, которая находилась в оперативном подчинении. Сейчас в Росгвардию перешла лицензионно-разрешительная система и вневедомственная охрана. Остался тот же штат, те же сотрудники, которые выполняют свои прежние функции: раскрытие преступлений, участие в охране общественного порядка и так далее. Но выполняют их уже под другим подчинением, во взаимодействии с полицией. Замечу, обязанность раз в год проверить владельца оружия по-прежнему осталась у участкового уполномоченного полиции.
– Не можем обойти стороной тему коррупции. Она остаётся актуальной, несмотря на предусмотренную за совершение коррупционных преступлений и правонарушений уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. За последние годы в районе хотя бы один факт попытки дать взятку сотруднику полиции – да есть.
– Начну с того, что напомню: согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Уголовное законодательство предусматривает различные наказания за совершённые преступные деяния – от обязательных работ до лишения свободы. Административная ответственность подразумевает наложение штрафа, причём суммы довольно внушительные, или дисквалификацию на определённый срок. Меры воздействия гражданско-правовой ответственности – возмещение убытков, уплата неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий.
Как Вы справедливо заметили, несмотря на всё это, коррупция имеет место. За два месяца на территории, обслуживаемой нашим межмуниципальным отделом, выявлено два преступления коррупционной направленности. В Омутинском районе выявлено преступление по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ (присвоение или растрата, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере). В Юргинском районе – по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере). В обоих случаях махинации совершали работники Почты России. Напомню, виновный наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.