В 2013 году советом директоров Роснефти был одобрен проект ВЛ 220 Кв («Внешнее электроснабжение объектов ООО «РН-Уватнефтегаз» от подстанции «Демьянская» с учётом собственной генерации». Запуск ВЛ-220 позволит обеспечить электроснабжение вновь вводимых объектов нефтедобычи и существенно снизить затраты предприятия на электроэнергию. Тогда же начались изыскательские, а затем и полномасштабные строительные работы. Сейчас завершается завоз на месторождения специального оборудования.
Сложность заключается в том, что оборудование 220 кВт является очень тяжеловесным, а Уватские месторождения расположены автономно, доставка подобных грузов возможна только зимой. Однако зимние дороги Уватнефтегаза никогда не были рассчитаны на столь крупнотоннажный завоз. Для этого на протяжении последних двух лет предприятие провело серьезные исследования трасс, выявляя возможные пути транспортировки «нестандартного» оборудования. В итоге зимники обустроили с расчетом на массу в 100 тонн. По маршруту доставки трассу дополнительно укрепили и подсыпали, специальными знаками обозначили наиболее опасные участки. Заключили договор с подрядчиком, у которого есть спецтехника для перевозки крупногабаритных сверхтяжелых грузов, какими являются, к примеру, силовые автотрансформаторы массой от 60 до 90 тонн. Но есть установки - сущие монстры, как недавно доставленный на Тямкинское месторождение позарез нужный реактор весом 113 тонн, а вместе с тралом и автомобилем - это более 160 тонн. Управляемый шунтирующий реактор РТУ-63000/220-УХЛ1 для Уватнефтегаза воистину бесценен, ибо это новейшее, образно говоря, «штучное» оборудование, только-только начали применять в России.
В числе коллег из областных СМИ довелось быть свидетелем того, как на «Тямку» был отправлен последний из шести трансформаторов нынешнего завоза. Мы на просторной территории ДРСУ-6 в Туртасе. Здесь же руководитель проекта 220 кВт Алексей Степанов, представитель компании «Белуга Проджектс Лоджистик», оказывающей услуги по перевозке тяжелых и негабаритных грузов, Петр Краснокутский, другие заинтересованные, скажем так, лица. На старте груженный трансформатором тягач. Позади его виднеется специальное грузоподъемное устройство. Погода расшалилась: мокрый снег, ветер, что несколько осложняет операцию, но не отменяет ее.
В суть предстоящего нас вводит руководитель обособленного подразделения РН-Снабжения «Туртас» Николай Лахтин. Нынешний зимник у Николая Петровича 11-й, но такого веса грузы отправляет впервые. Вообще основная масса завоза на Уватскую группу месторождений производится только в период с января по март, и немного, в пределах 3 тыс. подвозят рекой и вертолетом. В этом году вся программа доставки грузов порядка 90 тыс. тонн уже выполнена и сегодня снабженцы работают сверх плана.
Для Увата это, действительно, уникальный проект, никогда в истории разработки Уватских месторождений аналогичных грузов не перевозили. Так, масса трансформатора, который сейчас на наших глазах отправится в путь длиной 220 километров, 70,5 тонны, а общая вместе с тягачом и тралом 115 тонн. До этого завезли два трансформатора на Усть-Тегусское месторождение, это 410 км отсюда, причем был переход реки Туртас, но здесь надежный мост, и реки Имгыт и Урна через «самодельные» мосты: подрядчики сработали. Прошли удачно, привезли, выгрузили, агрегаты уже смонтированы. О доставке самого тяжелого в нынешнем сезоне груза - 113-тонного реактора, выше уже сказано. Дабы исключить всяческие риски, была выбрана компания, имеющая тралы с восьмью-двенадцатью осями при допустимой нагрузке 15 тонн на ось. Сделав расчет, выбрали восемь. Зимник не подвел.
О подрядных организациях, занимавшихся подготовкой и проведением завоза и некоторых технических особенностях устройств, с помощью которых он осуществляется, рассказал Алексей Степанов. Так, применение грузового портала московской компании «Белуга Проджектс Лоджистик» позволило в несколько раз снизить стоимости контракта. К тому же данный портал обеспечивает большую надежность при погрузке-разгрузке, потому как исключает зависящие от внешних факторов динамические напряжения.
- Мы ушли от применения кранов как ненадежных при работе со столь габаритным и тяжеловесным оборудованием, тем более что кранов такой грузоподъемности у нас нет. Чтобы поднять реактор массой 113 тонн, нужны как минимум два крана, а это достаточно высокий риск аварии, - заключил Алексей Александрович.
Упомянул он и о том, что на пути следования тягача есть переезды через водные преграды, пусть и скованные льдом, но всё же допускающие критичный наклон груза. Чтобы снизить риск опрокидывания трансформатора, применена гидравлическая телега с регулировкой углов наклона. Руководителем проекта 220 Кв отдано должное и базирующемуся в Туртасе обособленному подразделению «РН-Снабжение», принимающей самое непосредственное участие в организации доставки грузов на месторождения.
Конечной целью проекта является снижение операционных расходов компании «Уватнефтегаз» при добыче нефти, а также компенсация дефицита электрической мощности. Месторождения Уватского куста сегодня обеспечиваются электроэнергией, выработанной на турбинных, газопоршневых и частью дизельных электростанциях. Не отказываясь от утилизации попутного газа, параллельно компания будет развивать внешнюю энергетику, которая позволит ей развиваться дальше. Одновременно уватские нефтяники подключаются к Федеральной энергосистеме, строят три подстанции 220 кВт и ЛЭП-220 протяженностью 327 км, а это 1135 опор воздушной линии. Две подстанции уже перевезены на Тямкинское и Усть-Тегусское месторождения для дальнейшего монтажа, третья («Протазановская») на подходе.
- Словом, масштабы впечатляют. А что можно сказать о тех, кто непосредственно занят реализацией проекта, в частности, о водителях, выполняющих операцию по доставке данного трансформатора? - спрашиваю Алексея Александровича
- Был проведен отдельный тендер по данной услуге. Выиграла спецорганизация из Москвы. Транспортировка проводится в условиях повышенных требований к соблюдению правил охраны труда и промышленной безопасности. Водители прошли стажировку, имеют большой опыт вождения тягачей, конкретно, по зимним автодорогам. По мере движения по маршруту, согласно разработанному графику, определены места отдыха, в том числе с ночлегом, если понадобится. В кабине два водителя. На трассе дежурит резервный тягач, на случай, если выйдет из строя основной.
Но вот, видим, началось какое-то движение у большегруза. Две машины сопровождения из подразделения «Служба безопасности дорожного движения», включив проблесковые маячки, заняли свои места - спереди и сзади его. Поскольку зимник принадлежит Уватнефтегазу, ГИБДД в операции не участвует. Наконец отмашка, тягач, плавно тронувшись с места, медленно (кстати, скорость автопоезда ограничена 20 км/ч) покидает территорию дорожного предприятия, увозя, без преувеличения сказать, драгоценный для нефтяников груз. Дальнейшее его продвижение отсюда и до конца пути прокомментировал Николай Лахтин:
- Дорога и выезды на нее будут перекрываться, никакого встречного движения, потому что наш груз транспортируется строго по центру проезжей части - ни влево, ни вправо. Природа нас сегодня подвела, но назад пути нет. Впереди мост через реку Туртас, далее «Катина гора». Пока путь на ее не подчистят, не обработают песчано-соляной смесью, на подъем они не пойдут. Затем доедут до КП нашего ЧОПа на 23-м километре, остановятся, и до 4 утра будут ждать похолодания, потому что сегодня резко потеплело. Расчетное время до места разгрузки 8-9 часов. Впереди еще река Демьянка, там ледовая переправа, пусть и усиленная, но пошла подтайка, потому и поторапливаются. Этот груз 72 тонны. Наиболее тяжелое оборудование мы уже утащили. Десяти дней не прошло, как доставили на Тямкинское месторождение трансформатор, тоже гигант общим весом 102 тонны. Ожидалось 90 тонн, но «маленько» масла не слили, получилось 102. Однако прошли удачно реки Имгыт и Урну, и болота. Они выдержали, за что огромное спасибо дорожникам, которые подготовились к этим работам очень серьезно, проблем по зимнику, по ручьевым переходам, а их очень много, не было, всё было перекрыто, усилено. Теперь будем надеяться на Господа и на себя, конечно, что и этот груз довезем.
Довезли! К 4 часам дня автотрансформатор был благополучно доставлен на строительную площадку подстанции «Пихтовая» Тямкинского месторождения. Можно бы, написав что-то вроде «на этом эпопея Уватнефтегаза по доставке зимних грузов завершилась», и поставить точку. Но не поставил. Руководитель обособленного подразделения «Туртас» АО «РН-Снабжение» Николай Петрович Лахтин неожиданно сообщил: объявился еще один груз, адресованный на «Протозан» - печь подогрева трубопроводов. Вес - 52 тонны. Всего-то!
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"