Медиакарта
5:35 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ну, очень активные дети!

В последние годы увеличилось число гиперактивных детей. Это болезнь? Или темперамент, жизненный ритм ребёнка? На эту тему разговор с психологом Еленой Владимировной Синельниковой.
– Синдром дефицита внимания и гиперактивность наиболее ярко проявляются в возрасте пяти­-шести лет. Родителям стоит присмотреться к своему ребёнку и решить, надо ли беспокоиться. Во-первых, гиперактивные дети постоянно в движении: даже если они сидят, кисти рук и стопы находятся в движении. Легко отвлекаются и практически не могут сосредоточиться. Таким детям трудно соблюдать правила игры или выполнять задания в несколько шагов. Они не задумываются над возможным риском и часто совершают одни и те же ошибки. Например, пытаются покорить одну и ту же горку, уже несколько раз с неё упав, поэтому такие дети часто в ссадинах и синяках. Разговаривают они очень громко, задают много вопросов и не дожидаются ответов. Легко обижаются и раздражаются. У них страдает мелкая моторика, им трудно выполнить какую-­то скрупулёзную работу – завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Если эти симптомы многочисленны и проявляются длительное время, то это неврологическое заболевание. Если ребёнок просто подвижен, при этом нормально общается со сверстниками, развивается, то это просто проявление его активности. Скорректировать поведение гиперактивного ребёнка с дефицитом внимания помогут профессионалы: врачи, дефектологи. Если у вас растёт такой ребёнок, то главное – общение с ним должно быть позитивным. В борьбе с непостоянством ребёнка, родители со временем чаще ругают непоседу, чем хвалят. Надо замечать успехи ребёнка, вместо запретов отвлекать от ненужной деятельности. Тон общения должен быть мягким, чтобы не провоцировать излишнего возбуждения ребёнка. С той же целью стоит выбирать друзей, отличающихся спокойным характером. Прежде чем что­то говорить, необходимо установить контакт: не откликается на имя – коснитесь плеча, поверните к себе лицом. Только когда ребёнок будет смотреть на вас, он вас услышит. Не давайте сложных заданий, например, «наведи порядок в комнате», потому что это подразумевает убрать игрушки, заправить постель и много других действий. Говорите по порядку: «убери игрушки», «а теперь заправь постель». Чаще играйте в игры, в которых необходимо соблюдать правила или требуется концентрация внимания, и хвалите ребёнка, если ему это удаётся.
При этом должен быть выход энергии в течение дня. Это может быть спорт, велосипедные или пешие прогулки. Утомляют физически и успокаивают эмоционально занятия в воде. Здесь важно не переусердствовать. Излишняя усталость даст обратный эффект, и вместо крепкого сна вечером вас будут ждать капризы.
Очень большое значение для гиперактивных детей играет режим дня и правила. Если в будни подъём в семь утра, то и в выходные лучше всего вставать в то же время. Если в доме действуют какие-­то запреты, например, нельзя брать с полки хрупкую статуэтку, то это правило должно действовать каждый день, независимо от настроения родителей или прихода гостей. И, что немаловажно, родители должны быть заодно: если папа не разрешает что-­то, мама не противоречит. Поручайте ребёнку домашние дела соответственно возрасту. А вечером, когда надо успокаиваться и готовиться ко сну, лучше всего поговорить с ребёнком о его поведении днём, если были какие-­то промахи с его стороны. Не осуждать, а рассуждать, как ещё можно было поступить в такой ситуации. Ну и, конечно, не сравнивать с другими детьми, можно сравнивать с ним же самим, но вчерашним. И ритуалы эти должны выполняться каждый день.
Важно понимать, что такое поведение ребёнка – не каприз, а его особенность, которую можно скорректировать, но для этого родителям следует запастись терпением. Если всё пустить на самотёк, это выльется в большие проблемы. Будут трудности в обучении из­-за недостатка внимания. Неумение соблюдать правила скажется на общении со сверстниками. У подростков гиперактивность сглаживается, а вот рассеянность внимания сохраняется, конфликтность перерастает в агрессию. Все эти проблемы переходят во взрослую жизнь, может появиться лживость. Другая крайность – депрессивность, когда человек не интересуется миром, имеет низкую самооценку. Такие отклонения от нормы у взрослых очень тяжело исправить, а детская психика более пластична, к тому же в детском возрасте эти проблемы на виду.

Автор: Олеся ЗАЗУЛИНА