Нашей маме Станиславе Ивановне Коноплёвой 2 мая исполнилось 80 лет. Трудолюбивая, добрая, заботливая, достойна самых ласковых и нежных слов. Её с простым открытым лицом и натруженными руками в Демьянском знают многие.
С 14 лет она познала тяжелый труд на лесозаготовках. До сих пор перед глазами стоят огни рейда, огромные штабеля бревен, слышатся пронзительные гудки кранов «Бурлаков».
Где только не работала наша мама: и стропальщиком, и на шпалозаводе, и на лесозаготовках в Кальче, Ситике, на Усть-Демьянском сплавном участке.
Родилась мама (в девичес-тве Ольшитская) в 1937 году в деревне Чухили Хмельницкой области государства Польского. Но в течение последующих 10 лет произошли события мирового масштаба, в водоворот которых и попала десятилетняя девочка из небольшой украинской деревни, в результате чего она оказалась в глухой таежной Сибири. Вот как это было...
До 1939 года Западная Украина, а Хмельницкая область входила в ее состав, относилась к Польскому государству. В 1939 г. части Красной Армии вступили в Западную Украину и в Западную Белоруссию, вскоре было оформлено присоединение этих территорий к Советскому Союзу. Хмельницкая область из Польского государства перешла в Советское и жители стали советскими, на территории присоединенных земель стали действовать советские законы. Единоличные хозяйства были ликвидированы, людей сгоняли в колхозы. Женская работа в колхозе - скот, поля сахарной свёклы. До каждого работающего в поле доводилась норма и плата проводилась по трудодням. За невыработку трудодней исключали из колхоза или заводили уголовное дело, что и случилось с Марией Ивановной Ольшитской, матерью десятилетней Стаси. Марию Ивановну арестовали в 1947 году.
Мать увезли из дома в одном платье, ничего не разрешили с собой взять. Наша мама вспоминает: «Я пришла к бараку, там было еще несколько ребятишек, родители которых сидели «под замком». Бегаю вокруг барака, плачу: «Как я одна останусь без мамы!». А она плачет в бараке. Один из конвоиров сжалился, впустил в барак, а назавтра всех заключенных повезли на железнодорожную станцию для отправки в Сибирь. Привезли нас на реку Демьянку в деревню Перил. Там уже жили сосланные, валили и сплавляли лес. Нас поселили вместе с ними. Были на лесоповале и местные из окрестных деревень, они помогали нам едой и одеждой. Сильное чувство голода испытывали постоянно. Давали небольшую пайку хлеба. В магазине продавцом работала Нина Георгиевна Ратушняк (Воронина), она давала нам с мамой мешки из-под муки, мы их чистили и этой мучной пылью питались, делали болтушку. Позднее нас перевели в деревню Кальча, потом на старый Малый Ярок. Мы постоянно ходили в комендатуру отмечаться, как все сосланные.
В 1953 году пришло письменное разрешение на освобождение, можно было возвращаться назад, но мы остались в Сибири, до сих пор снится украинская хата и сад, ребята, с которыми играла в детстве. Очень трогают украинские песни, украинская речь».
В 1956 году наша мама вышла замуж, родила троих детей. Сейчас у нее трое внуков и три правнука. В 1994 году вышла на пенсию. За многолетний доблестный труд имеет медаль «За трудовое отличие», звание и медаль «Ветеран труда», почетные грамоты и многочисленные поощрения.
Вся наша большая семья посвящает тебе, мама, эти сроки:
Мамочка наша родная,
Эти нежные строки тебе -
Самой милой и самой красивой,
Самой доброй на этой земле.
Пусть печали в твой дом не заходят,
Пусть болезни пройдут стороной,
Мы весь мир поместили б в ладони
И тебе подарили одной.
Но и этого было бы мало,
Чтоб воздать за твою доброту,
Мы всю жизнь, наша милая мама,
Пред тобой в неоплатном долгу.
Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что взамен ничего не просила,
Что горе и радость, деля пополам,
Во всем лучшей доли желала ты нам.
Красива, заботлива и нежна,
Ты нам ежедневно и вечно нужна!
К другим новостям "Уватских известий"