На оборонительном рубеже левого берега реки Свирь насмерть стояли бойцы 99-го истребительного батальона, сформированного из местных жителей города Лодейное Поле. С первых дней Великой Отечественной войны Лодейное Поле Ленинградской области стало прифронтовым городом. Более двух с половиной лет его отделяла от позиций врага только река Свирь. А на правом берегу расположилось небольшое село Красная Горка. Немцы оккупировали его практически с первых дней войны. Периоды бомбежек были самыми жуткими для красногорковцев. Со страхом ждала их и шестнадцатилетняя Вера. Больно было смотреть на все разрушения: вместо соседского дома - воронка, за околицей поле, изуродованное взрывами бомб, и исчезли ягодные поляны… Один за другим уходили на фронт братья. А позже одна за другой пришли на всех троих похоронки.
Буквально на глазах седела мать. И белых прядей стало в волосах еще больше, когда ее дочерей, в том числе и Веру, снох, внуков угнали в концлагерь.
Плен, душные летом и холодные зимой бараки концлагеря Ильинское на территории Карело-Финской ССР, вокруг - колючая проволока. Как пишут в книгах: шаг вправо, шаг влево - расстрел. В любом случае выжить было трудно. Избивали, морили голодом, люди падали в обмороки от тяжелого труда на лесозаготовках. Кусочек сухой галеты, которую давали на обед, не получалось разделить на части. Съедалось это в один прием.
- Я удивляюсь, сколько человек может пережить всего, - говорит Вера Александровна Молодых. - Каждому узнику смерть в буквальном смысле слова дышала в затылок. Оттуда так и не вернулись в Красные Горки и мои родные: сноха, ее ребенок и моя трехгодовалая племянница - дочь родной сестры. Они умерли от голода.
Прошло полтора года, прежде чем для узников распахнулись ворота концлагеря. Вера Александровна смогла вернуться в Лодейное Поле. Я не оговорилась, написав: вернуться. После окончания семилетки в Красных Горках Вера поступила в медицинский техникум. Были успешно сданы экзамены за первый курс, начались каникулы, когда девушка приехала домой. И вот оно - страшное объявление о том, что гитлеровцы вторглись на территорию Советского Союза. Началась война.
В военкомате Лодейного Поля Веру Александровну направили в эвакогоспиталь для легкораненых. Он находился в десяти километрах от линии фронта и располагался в монастыре (сейчас это монастырь Александра Свирского). Молоденькая медсестричка, как говорится, и дневала, и ночевала в госпитале. Она ловко делала перевязки, ставила уколы, под диктовку писала письма, каждого поддерживала добрым словом. В госпитале находилось всегда около пяти тысяч раненых. И конечно, и врачи, и медсестры только в мыслях думали об отдыхе… И невозможно было привыкнуть к крови, а душа замирала при звуках рвущихся снарядов.
Война закончилась.
- Трудно передать словами, какую радость мы испытали, - говорит Вера Александровна. - Хотелось домой, отдохнуть от этого ужаса.
Но госпиталь перебросили на Дальний Восток, где активизировались японские милитаристы. Да, война с японцами была короткой, но и здесь были раненые, которых нужно было выхаживать.
Время отсчитывало дни, месяцы. Второго сентября 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Госпиталь расформировали, а Вера Александровна наконец-то смогла вернуться домой, на землю, истерзанную врагом.
Рассказывая о Вере Александровне, я выпустила очень важный момент: именно в госпитале нашла она свою судьбу. Василий Николаевич Молодых, прошедший от начала войны трудными фронтовыми дорогами, не отступился от Веры Александровны, пока она не дала согласия поехать с ним в далекую и совсем не известную ей Сибирь. Сейчас она смеется, вспоминая свой приезд в Омутинское и первый год жизни на сибирской земле.
- У нас песок, а здесь шли от вокзала, грязь - по колено. А первая зима - казалось, глаза мерзли.
Вера Александровна стала работать в районной больнице. Вначале - в хирургическом отделении. Как же трудно было! Условия плохие. Медперсоналу приходилось не только лечить больных, но и таскать воду, заготавливать дрова, т.к. в отделении было печное отопление. Но война научила не плакаться и не щадить себя. И в каком бы отделении не работала, а это были терапевтическое, детское, инфекционное, - отдавала все свои силы и знания. Имя Веры Александровны не раз заносилось на районную доску Почета.
9 мая, в День Победы Вера Александровна Молодых всегда приходит к памятнику воинам Великой Отечественной войны. На лацкане ее пиджака - орден Отечественной войны, медаль «За Победу над Германией», «За Победу над Японией». Волнуется сердце, когда встречается с теми, кто на фронте и в тылу ковали победу, со своими ровесниками. К сожалению, их становится все меньше. Теперь и сама Вера Александровна в силу своего возраста не решается поехать туда, где прошла ее юность, опаленная войной. Но по местам боев ездили они со своим Василием Николаевичем не раз. Вновь довелось увидеть бараки концлагеря Ильинское, до сих пор нерушимо стоят старые маяки форта Красная Горка, величаво несет свои воды Свирь… Город Лодейное Поле чтит подвиги героев Свирской операции. Их имена носят улицы, скверы, парком Свирской победы назван самый большой и красивый парк города, где возвышается величественный монумент. Тут же сохранены траншеи, фронтовые блиндажи, землянки. История помнит подвиги тех, кто доблестно защищал Невские земли. Ваш, Вера Александровна, подвиг.
Г.БОГАТОВА
Фото А.САУТИЕВА