Под занавес учебного года развлекательно-познавательные мероприятия подготовили сотрудники районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша» для детей ханты, учащихся Демьянской школы. Застенчивых, любознательных, с живыми глазами будущих охотников и рыболовов провели по залам музея, рассказали о экспедиции в их родные стойбища, научили делать куклу Пеленашку.
На территории Уватского района проживает 87 представителей коренных малочисленных народов Севера. Основным их местом проживания является бассейн реки Демьянки, где насчитывается 14 населенных пунктов. Связь с ними, доставка продовольственных и промышленных грузов осуществляется водным и воздушным транспортом. Расстояние от районного центра до ближайшего стойбища - 180 километров.
- Девять месяцев мы учимся и живем в интернате, а три месяца каникул проводим дома, - рассказали юные гости музея. - Днем у нас уроки, а вечером занимаемся в секциях и кружках. По дому скучаем, но с нами заботливые и добрые воспитатели, которые нас любят и жалеют.
Их родители ведут оседлый образ жизни. Занимаются охотой, рыболовством, огородничеством и сбором дикоросов. Всё работоспособное коренное население традиционных национальных поселков работает в муниципальном предприятии «Промыслово-охотничье хозяйство «Кедровый»». Занимаются ханты и ремеслами: плетут сети, изготавливают берестяные короба, лодки, нарты, лыжи, шьют национальную одежду и обувь.
Знакомы с традиционными ремеслами и дети. Девочки, несмотря на юный возраст, уже умеют шить одежду и вышивать бисером. Поэтому в рассказ научного сотрудника музея Н.В. Белкиной о национальной одежде народов ханты они вносили дополнения и уточнения. Мальчики же оказались знатоками тонкостей охоты и рыбалки.
Хозяйственная деятельность на стойбищах носит сезонный характер: зимой основным занятием является охота; летом и ранней осенью - собирательство; летом в большей степени занимаются рыболовством, которое и в другое время сохраняет свою значимость как дополнительное средство получения продуктов питания.
Главные промысловые животные - соболь, белка, лиса, лось, олень, глухарь, рябчик, утка. Женщины в основном охотятся на белок и соболей. Охота на лосей и оленей считается мужским занятием. Рыболовство производится в притоках Демьянки, малых речушках и озерах. Основным транспортным средством на рыболовном промысле являются лодки-добленки - аярык ах. Для передвижения на дальнее расстояние используют фабричные лодки с мотором. В настоящее время на стойбище Усть-Урна сохраняется традиция изготовления дощатых лодок, достигающих в длину 7 м.
С большим интересом слушали ребята рассказ Л.А. Телегиной «Вверх по Демьяну». Они будто побывали дома, рассматривая фото своих родных мест и родных людей. Особенно заинтересовал ребят видеофильм о празднике «Медвежья вечерка». А всё потому, что и сегодня медведь в миропонимании ханты - это не только лесной зверь, но и возвышенное животное. Существует легенда о том, как очень давно, когда люди не умели еще добывать огонь, жил медведь вместе с отцом за облаками и, видя оттуда землю, менявшую свой наряд с белого на зеленый, думал, что жизнь на земле интереснее, чем среди звезд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле, добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу над ним. Медведь не внял преду-преждениям отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев-охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди.
Завершилась программа изготовления куклы Пеленашки. Выбор мастер-класса тоже не случаен. У ханты помимо своей особенной игрушки существует также определенная культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3-4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера ее ладони, и не быть меньше мизинца. Таким образом, игрушка растет вместе со своей хозяйкой. По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры игрушку необходимо разобрать, чтобы она не ожила.
Интересным и запоминающимся получился день для детей и сотрудников музея. Поэтому они с нетерпением будут ждать новой встречи.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"