Рассказывая о своей жизни, жительница Лебедёвки Гликерья Мезенцева путает имена и даты, перескакивает с одного события на другое. Но ей простительно – всё же 11-й десяток разменяла!
В конце мая дети, внуки, правнуки и праправнуки поздравляли Гликерью Афанасьевну со 101-летием. Кто не смог приехать, прислали электронные открытки с тёплыми строками. Именинница не понимала, как это послания с одного конца страны на другой в один момент приходят, всё повторяла: до чего ж техника дошла!
Когда Гликерья появилась на свет, в родном её Тумашово не то что телеграфа – электричества не было! С лучиной вечерами сидели. Про аптеки тоже не слышали – травами лечились. Бабушка Гликерьи Мезенцевой известной знахаркой была. Внучке своё ремесло передала и имя…
Заглядываю в Интернет: Гликерья в переводе с греческого – сладкая. Да вот только жизнь моей героини была вовсе не сахар... Детство – голодное и босое. Юность пришлась на коллективизацию, а потом – война и похоронка на мужа Ивана Григорьевича.
Чтобы прокормить детей в сороковые-роковые, Гликерья Афанасьевна устроилась в химлесхоз (вероятно – Юргинский), который занимался сбором живицы. Из неё делали скипидар, который использовался в производстве бездымного пороха и бронестёкол.
– Бывало, бежим с подружками по зимнему лесу в рваных онучах да в перчатках-крагах, холодно, а волки вокруг воют! Жутко, страшно, а куда деваться – норму по сбору живицы выполнять надо, – вспоминает Гликерья Мезенцева. – После войны я кем только ни работала – и конюхом, и сторожем, и даже пожарным!
В 1947 году Гликерья Афанасьевна решила вновь попытать женское счастье и вышла второй раз замуж за старшего брата мужа, который тоже защищал Родину на фронтах Великой Отечественной. Вместе с супругом и тремя детьми переехала она в Лебедёвку. Полюбился Мезенцевым лесной край, здесь и остались. Обзавелись домом, огородом, большим хозяйством и ещё ребятишек родили.
– Теперь, почитай, я больше 40 лет одна: Ефим Григорьевич умер в начале 1970-х, – вздыхает моя собеседница. – Детей в живых сейчас лишь трое осталось. Младшему сыну, который ухаживает за мной, уже 63 года…
Сегодня Гликерья Афанасьевна почти не выходит из дому – больше лежит и частенько думает, за какие-такие заслуги небеса послали ей столь долгую жизнь?