МУП «Байкаловский ККП» – предприятие с внушительным стажем. История его без учёта всех реорганизаций берёт своё начало в 1964 году как комбинат коммунальных предприятий.
Сегодня организация уже давно в другом статусе, да и, со слов её руководителя Николая Самойлова, коммунальщики переживают не лучшие времена.
Здесь он трудится четверть века, есть что вспомнить.
Кроме жилищно-коммунального обслуживания в недалёком прошлом предприятие занималось строительством, только в Байкалово было сдано под ключ 16 домов.
– Занимались капитальным ремонтом жилья, – рассказывает Николай Николаевич. – Но время перемен диктовало свои условия. Многие колхозы и прочие предприятия прекратили своё существование, а инженерные коммуникации остались. В итоге все эти участки были переданы нам на баланс.
Сегодня территория предприятия простирается от Байкалово до Бизино и Санниковой, в списке потребителей услуг не менее 10 000 человек. В числе объектов Байкаловская котельная, а также все системы водоснабжения в десяти сельских поселениях.
К тому же предприятие ответственно за обеспечение электроэнергией населённых пунктов Заболотья, где нет централизованного электроснабжения. Источниками ресурса являются девять дизельных электростанций, на обслуживании которых задействованы 38 человек.
На предприятии трудится 84 человека (при нормативной численности 123). Нагрузка на специалистов большая. К примеру, на водителе Сергее Булашеве числится три единицы спецтехники. Мало того, что они у него всегда на ходу, так он ещё успевает выполнять поручения руководства по материально-техническому снабжению.
Аксакалом предприятия здесь называют токаря Василия Яковлевича Фёдорова, которому недавно исполнилось 72 года. Как рассказывают коллеги, своими знаниями и сноровкой он любого молодого заткнёт за пояс.
– Все работники нашего коллектива за плечами имеют большой стаж, и, конечно, мы были бы рады молодым кадрам, но никто к нам не рвётся. Однако с поставленными задачами мы справляемся, и каждый заслуживает похвалу, – отметил руководитель.
Водные переплетения
Протяжённость водопроводных сетей в границах МУП составляет 88 километров, их состояние оставляет желать лучшего, Но руководитель отмечает, что за счёт бюджетных средств ежегодно проводится плановый и внеплановый ремонт коммуникаций. И за последнее время многое сделано в части наведения порядка в структуре объектов ЖКХ. Ведь, когда инженерные сети были переданы коммунальщикам, они даже не знали, где какая труба лежит и в каком состоянии. Никакой технической документации не было.
Нынче нацелены на замену систем водоснабжения в Карачино. Под освоение заложено порядка трёх миллионов рублей. В прошлые годы немало было сделано на коммуникациях в Ворогушино, Сабанаки, Бизино.
Кроме того, проводятся текущие ремонты, выездная бригада без дела не сидит.
Положителен и тот факт, что демонтированные проржавевшие коммуникации в обязательном порядке заменяются на сети из современных материалов (ПВХ), которые, как известно, более практичны при эксплуатации и улучшают качество воды.
Конечно, это не может стопроцентно решить вопросы повышения качества, потому как вода в нашем регионе по своей природе насыщена такими примесями, как аммиак и железо. Водозаборы типа Жуковского или Соколовского, которые снабжают Тобольск, возле каждой деревни тоже организовывать никто не будет – слишком уж дорогое удовольствие.
– В нашем распоряжении порядка пятидесяти артезианских скважин, из них активно работающих 39. Все они оборудованы в соответствии с нормами, подача воды ведётся с глубины 110 –180 метров, – рассказывает Самойлов. – Да, сегодня многие селяне в целях экономии бурят скважины на собственных участках. Правда, это им обходится не дёшево. Скважины делают без учёта каких-либо нормативов, их источники в глубину не ниже семи метров. То есть захватывают лишь первый водоносный слой. Септики копают на глубину пять метров и, чтобы сэкономить на откачке, делают их дыроватыми, соответственно, нечистоты уходят в почву и попадают в тот самый слой. В итоге люди всё равно потом берут воду из водоразборных колонок.
Наряду с этим коммунальщики отмечают снижение объёмов: вода стала не столь востребована, как раньше. Предприятие несёт убытки. А всё потому, что сегодня мало кто из селян занимается личным подсобным хозяйством. В Байкалово на семьсот дворов и сорока коров не наберётся, не используется и большая часть огородов.
Потребительский фактор
В разговоре с руководителем были затронуты вопросы оплаты коммунальных услуг. В частности, Самойлов отметил, что население стало активнее устанавливать водные счётчики, после того когда начало получать квитанции с круглыми суммами.
По установленному законодательству без этого прибора учёта плата за водоснабжение начисляется за всю площадь земельного участка. Если за человеком числится двадцать соток, то за минусом надворных построек и сооружений остальное считается поливаемым участком. И те, кто поставил прибор учёта, положительно оценили разницу, теперь они платят лишь за те объёмы, которые использовали.
К примеру, на начало года по Байкалово приборами учёта оснащены 223 домовладения, из них временными и летними – 26 (временные точки устанавливаются по заявлению на период полива). В Булашово из 199 домохозяйств счётчики стоят в 53; в Ворогушино из 1198 – в 159. И данные показатели по этим и другим населённым пунктам с каждым месяцем прибавляются.
Возвращаясь к сказанному о качестве воды, Самойлов также отметил, что практически во всех поселениях, обслуживаемых предприятием, установлены водоочистные павильоны (ещё один в текущем году поставят в д. Хмелёвой). Вода в этих устройствах соответствует санитарным требованиям.
Вот только коммунальщикам приходится удивляться тому, как некоторые селяне пользуются этими водоочистными установками. Кто-то умудряется брать воду из павильона на хознужды, а кто-то, неизвестно с какой целью, свинчивает или попросту ломает его отдельные части.
В числе территорий, где чаще всего происходит вандализм такого рода, названы селения, расположенные недалеко от города. Они также фигурируют в списке должников за коммунальные услуги. В одном из таких населённых пунктов в прошлом году за июнь предприятие подняло и подало воды в разводящую сеть на сто тысяч рублей, а по квитанциям население заплатило всего 18 000 рублей. Со слов руководителя, с некоторыми потребителями приходится встречаться не единожды, но никакие предупреждения, ни комиссии, ни штрафы на них не влияют. А кто-то даже заявляет: «А я никогда не платил и платить не буду».
– О какой рентабельности можно говорить в таких случаях. Но моё мнение таково: рано или поздно все начнут потреблять и платить за жилищно-коммунальные услуги по приборам учёта, как того требуют 261-й Федеральный закон об энергосбережении и 354-е постановление правительства РФ, прописывающее правила предоставления данных услуг. Просто надо всем понять, что следовать требованиям законодательства выгоднее. Ведь собственность не только благо, это ещё и обязанность, – отметил Николай Самойлов.