Как подготовить ребёнка к жизни в обществе? Чему и как учить в школе? Над этими вопросами постоянно работают педагоги, учёные – все, кто связан с образованием подрастающего поколения. Для единого понимания требований к обучению существует образовательный стандарт, который периодически изменяется в соответствии с развитием нашего общества.
В 2009 году разработан и прошёл апробацию на федеральном уровне стандарт начального общего образования. В нашем районе в этом учебном году по новому стандарту в рамках региональной пилотной площадки работают педагоги первых классов Аромашевской средней школы. Они прошли курсовую подготовку по внедрению новых стандартов в институте развития регионального образования, что является обязательным требованием. А со следующего года к ним присоединятся все остальные учителя первых классов.
Новые стандарты принципиально отличаются от предыдущих. Главное отличие в том, что они содержат чёткие требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Также более строго регламентирована внеурочная работа, чего не было ни в одном из прошлых стандартов. На неё отведено отдельное время после уроков и прогулки. Это сделано для наиболее целостного, всестороннего образования детей. Школа получила «идеальный портрет выпускника начальной школы» как ориентир, к которому нужно стремиться к окончанию четырёхлетнего обучения. Тем более, что набор методов и приёмов, существующий в современной образовательной системе, обществе позволяет педагогу подбирать более приемлемые варианты для работы с каждым учащимся.
Изменения, заложенные в новом стандарте, адресованы в основном педагогам, руководителям образовательных учреждений, органам управления, дети же никаких революционных изменений в образовательном процессе не почувствуют.
Все условия предоставления образовательных услуг детям и их родителям зафиксированы в программе учреждения. Именно в ней прописаны все обязательства школы и конечный результат. Родители знакомятся с ней при поступлении ребёнка в первый класс, более подробно могут изучить в школе в любое время, обратившись к руководителям образовательного учреждения.
На данном этапе идёт доработка стандарта основной и обсуждение стандарта средней школы. По сопровождению стандартов в сети Интернет опубликован сайт: www.standart.edu.ru
Е. ТРЕТЬЯКОВА, методист отдела образования
ЦИТАТА
«Образовательные программы теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объёмах информации. Это должно повысить у детей интерес к учёбе, научить их определять, что осталось непонятным, а в конечном итоге – научить учиться».
Игорь Реморенко,
директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ
ЕСТЬ МНЕНИЕ
А что думают о внедрении нового образовательного стандарта его непосредственные участники?
Л.М. Ершова, учитель начальных классов:
– Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальной школой другие цели и подразумевает совершенно другое отношение к учёбе. Из тех новшеств, которые будут замечены учащимися и их родителями, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На неё отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа в день. У детей теперь есть возможность выбрать себе любое интересное дело. Здесь существует несколько направлений: научно-познавательное, духовно-нравственное (военно-патриотическое), физкультурно-оздоровительное, проектное и общественно-полезное.
Я считаю, что задумка неплохая. Минус, отмечу, всё же есть. В первый год, когда новый стандарт только апробируется, нам, учителям, тяжеловато: опыт не наработан. Летом мы были в областном центре на десятидневных обучающих курсах, кроме того, черпаю знания в сети Интернет. Этого, сами понимаете, недостаточно. Устаю. Физически не хватает времени на всё, но следующий год, уверена, будет легче.
А.А. Полякина, мама первоклассницы:
– Мне есть с чем сравнивать. Моя старшая дочь Кристина – ученица 4 класса, младшая Аня сейчас в 1-ом классе. Для детей по новым образовательным стандартам идёт всестороннее развитие. Нравится, что большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Теперь первоклассники не болтаются после школы, а занимаются полезным делом. Словом, я довольна, считаю, что это будет нашим детям только на пользу.
Мама, не пожелавшая представиться:
– На мой взгляд, новые стандарты – очень большая нагрузка, и в первую очередь для самих учителей. Разве это реально до четырёх вечера заниматься с нашими детьми, а потом ещё и дома готовиться к занятиям? Кроме того, поскольку наши дети целый день проводят в школе, то и питание должно быть соответственно улучшенное. Мне кажется, что 350 рублей в месяц не достаточно для того, чтобы рацион был разнообразен и обогащён витаминами. Другое дело, что не каждый родитель сможет платить большую сумму.
Даша Высоцкая, первоклассница:
– В школе мне нравится больше, чем в садике, потому что здесь много всего нового. Особенно люблю физкультуру и музыку, они бывают после обеда. Правда, после этих занятий сильно устаю. А ещё у нас очень хорошая учительница, с ней интересно, она всегда придумывает что-нибудь новое. После обеда мы идём на прогулку, у нас бывают различные экскурсии, мы проводим концерты, игры, занимаемся живописью. Мне очень нравится, как я провожу время в школе!
Опрос провела О. МАГЖАНОВА
Фото: И. ГОРБУНОВ