Я еду в Байгару в гости к Утеевым на маленьком вагайском автобусе. Народу битком. Пассажиры жалуются на то, что один рейс отменили и теперь купить билет на это направление довольно сложно.
До Абалака дорога отличная, дальше местами так потряхивает, что мама не горюй. Но есть в этой поездке и нечто такое, чего в городском транспорте не встретишь. На остановках в наш «резиновый» автобус подсаживались женщины, старушки, и молодые люди уступали им место (а ведь ехать им было долго, по крайней мере с городскими расстояниями не сравнить). Один солдатик, видимо, едущий домой в отпуск, уступив место женщине, дремал стоя. Наблюдала эту картину – и на душе становилось теплей.
А вот и байгаринская мечеть полумесяцем засияла. Пробиваюсь на выход. Байгара встречает меня чистыми улицами, аккуратно подстриженными газонами, крепкими деревянными избами и каменными новостройками. И ещё подмечаю интересную деталь – участки в основном огорожены металлосайдингом, пришедшим на смену дощатым заборам.
Мужчину с газонокосилкой я всё-таки встретила. «Вы такой молодец! Порядок любите», – похвалила я незнакомца. «Да это я не по собственной инициативе. Нас всех содержать в порядке прилегающую к дому территорию глава сельского поселения обязывает», – махнул рукой мужчина.
Сатыя Утеева я нашла на пастбище за деревней. Была его очередь пасти деревенский скот. Моему взору открылась чудная картина – на берегу Иртыша на лугу резвились кони, с аппетитом пожёвывали зелёную травку коровы, чуть поодаль паслись овечки и совсем в стороне – козы. «Почему козы так далеко от стада?» – поинтересовалась я у пастуха. «С козами у нас была целая история, – улыбается Сатый Сакирович. – Раньше у нас их не держали. Так что коровы такой животины не видели. И когда хозяева привели их на пастбище, коровы будто взбесились – погнали коз в деревню, взяли в кольцо и, наверное, затоптали бы, если бы не вмешательство людей. Сейчас уже пообвыклись, но козы держатся на расстоянии».
Волны плескались о берег. «Река рядом, а никто не купается», – интересуюсь я у Сатыя Сакировича. «Нельзя у нас купаться. Течение большое и слишком топко. Все местные это знают. А вообще место здесь благодатное. Ни одно наводнение Байгары не коснулось, даже самое большое в 1941 году», – говорит пастух.
Сатый – уроженец Байгары, всю жизнь живёт на родной земле. В свои 68 выглядит моложаво. Работал электриком, энергетиком. Об отдыхе не мечтает. Говорит, пока ноги носят, будет работать. С грустью говорит он о том, что скотины стали держать меньше. Всё стадо, которое он пасёт, – это 12 дойных коров да телята. Деревенский табун – лошадей 30. Сам держит одну корову, двух нетелей, шесть лошадей, 12 курочек, двух гусей и 60 уточек.
Дом Утеевых расположен на окраине деревни, на пригорке, а за огородом – луг в низинке, куда стекают талые воды весной. Образуется озерцо, так что уткам настоящее раздолье. А с наступлением холодов хозяин определяет пернатых постояльцев на зимнюю квартиру.
Поделился Утеев со мной своими планами. Совсем недавно оформил он землю, которая была в паях. Вышло 30 гектаров, в общем, есть где развернуться. Теперь он собирается расширить сельскохозяйственную деятельность – вспахать, засеять многолетними травами, прикупить ещё коров. Одним словом, на месте он не сидит. Раньше картофель выращивал да сдавал, а когда скупщики перестали приезжать, понял, надо что-то менять. Теперь крестьянин Утеев намерен переквалифицироваться на животновода. Техника для обработки земли и заготовки кормов у него в личном подсобном хозяйстве имеется. Признаётся Сатый, что не понимает односельчан, которые живут на земле и скотину не держат.
Во всём поддерживает Сатыя его супруга Тимербига Ниясулловна. Хозяйку я застала за кормлением птицы – уток, кур-несушек. Работы и ей хватает – не присядет. Радуется Тимербига апа, что дети собрались строиться по соседству. Всего у них три сына и две дочери. Дети все хорошие. Да и могло ли быть иначе, ведь воспитывались они не белоручками, с малолетства приучались к крестьянскому труду. Каждый выбрал свой путь, но трудовая закалка, выносливость им очень в жизни пригодились. И родители уверены, что наступит момент, когда их дети вернутся в родную деревню, а Байгара примет их с распростёртыми объятьями, ведь по-настоящему человек может быть счастлив только на родной земле.