Медиакарта
17:21 | 31 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Университеты» Лидии Фрицлер

22 июля – день работников торговли

«Продавец – лицо магазина и всей советской торговли! Опрятный внешний вид, искренняя улыбка, грамотная речь – и все покупатели ваши!» – слова преподавателей Тюменского кооперативного техникума предприниматель Лидия Фрицлер из посёлка Речного помнит до сих пор.

Отработав более 35 лет в торговле, она и сегодня продолжает следовать этому негласному завету. Сейчас у неё отлаженный бизнес – два магазина в посёлках Речном и Урожайном, один – в городе. Но так было не всегда…

Первым «университетом» Лидии Флегоновны стал магазин в селе Яковлево, куда её, выпускницу вышеназванного учебного заведения, направили по распределению. Представляете, что значит переехать из областного центра в населённый пункт с парой улиц, по которым в распутицу ни пройти ни проехать? Она сначала, было, запаниковала, а потом успокоилась, осмотрелась и поняла, что для крохотного села магазин – это нечто большее, чем торговая точка: это место встреч и душевных разговоров. Спустя год, получив должность товароведа в Заводоуковском райпо, Лидия Фрицлер покидала Яковлево неохотно.

Следующие десять лет её ждали бесконечные счета-фактуры, накладные и приходные ордера. В обязанности товароведа входила и организация разгрузки продуктов.

– Летом приходили с юга на нашу станцию вагоны с яблоками, грушами, арбузами да виноградом – аромат стоял непередаваемый! – рассказывает Лидия Флегоновна. – А на разгрузку давали всего четыре часа, и не важно день это был или ночь…

В конце 1980-х моя собеседница оставила должность товароведа и снова трудилась продавцом продовольственных товаров в магазине «Татьяна» от «Тюменского дома хлеба», а потом грянули 1990-е… Пришлось работать на частника, торговать вещами на рынке. Закупая товар в Москве или Екатеринбурге, нередко слышала вслед обидное – «мешочники». Но тогда все выживали как могли…

В 2006 году Лидия Фрицлер решилась открыть свой отдел трикотажа. Бизнес вроде пошёл в гору, а здесь супруг подкинул новую идею – организовать продуктовые торговые точки в деревнях. Лидия Флегоновна подумала: почему бы и нет, ведь времена, когда предприниматели жили на «колёсах», закупая продукты на базах областного центра, прошли (теперь их доставляют торговые агенты). Правда, засомневалась, выдержит ли жёсткую конкуренцию, ведь магазинам самообслуживания в городе противостоять сложно, да и в селе торговые ниши давно заняты…

– Это был ещё один мой «университет», – говорит предприниматель. – Я рискнула, вложив в новое предприятие почти все свои средства. Не скрою, было тяжело начинать с нуля. Но справилась! Сейчас у меня дружный и стабильный коллектив и постоянные покупатели, которых в другие магазины калачом не заманишь.

Многолетний и добросовестный труд Лидии Фрицлер недавно был отмечен администрацией округа... А вот трое её дочерей по маминым стопам не пошли, зная, что хлеб у работников торговли не из лёгких…

Для справки: в городском округе более 450 объектов торговли и общественного питания: 23 торговых центра, 377 магазинов, павильонов и киосков, 32 кафе и закусочных… Каждый 15-й заводоуковец трудится в сфере потребительского рынка. На тысячу жителей в округе приходится 910 квадратных метров торговых площадей, что выше норматива в 1,7 раза.

Автор: Ольга МЯСНИКОВА Фото автора