Медиакарта
13:55 | 9 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Тайны курганов

На заводоуковской земле, у деревни Пономарёвой, работала этим летом первая российско-венгерская археологическая школа.

За озерком в берёзовой рощице притаились три кургана могильника Гилёвский-II, одного из самых древних археологических памятников нашей области. Древних как по времени происхождения (до неолита), так и по времени открытия – впервые эти курганы были описаны ещё в ХIХ веке Иваном Словцовым, директором тюменского Александровского реального училища. Два столетия покой этих древних могил не нарушали ни пахарь плугом, ни грабитель лопатой. А в 2017 году сюда пришли археологи.

Руководитель международной школы Наталья Матвеева, доктор исторических наук директор лаборатории археологии и этнографии Тюменского университета, признаётся:

– Вообще-то я рассчитывала, что это будут средневековые курганы, но в том, что мы полностью изучили, никаких средневековых материалов пока нет, только ранний железный век. Мы даже немножко огорчились, но надежды не теряем. Этот могильник создали представители гороховской археологической культуры. Именно гороховцев я считаю предками венгров, потом их вытеснили из Приисетья саргатцы. Но другие учёные как раз в саргатцах видят предков древних мадьяр.

Венгерские исследователи под руководством Атиллы Тюрка, доктора философии католического университета им. Петера Пазманя, провели в лагере археологов пять дней.

– Я изучаю историю происхождения нашего народа, – на хорошем русском языке рассказывает Атилла Тюрк. – Всем известно, что предки венгров пришли с Урала, поэтому всякий, кто хочет всерьёз исследовать эту тему, должен приехать в Россию. Мы уже были в Поволжье, Приуралье, Башкирии, а в этом году – впервые в Сибири: в Новосибирске, а потом здесь, в Тюмени. Сибирская археология, можно сказать без комплементов – на мировом уровне. Шикарные музеи, крупнейшие специалисты – есть чему поучиться.

Пройти археологическую практику в России смогли те венгерские студенты, которые хорошо работают над научными темами и усердно изучают русский язык. Молодые учёные наших стран понимали друг друга с полуслова, не важно, венгерского, русского или английского – общие интересы лучше любого переводчика.

Три кургана изучили в этом году археологи. Когда мы приехали на раскопки, у одного могильника только начали срезать дёрн, у другого вовсю снимали насыпь слой за слоем, третий был раскопан почти до конца, и археологи изучали могильную камеру.

– Для таких маленьких курганов она очень большая, просто огромная, – объясняет Наталья Матвеева. – Видите, по периметру ямки? Они от столбов. Это не просто яма, а дом мёртвых – какая-то деревянная конструкция с крышей, со стенами. Это был явно человек не простой.

Обычно археологи рассчитывают найти в курганах несколько захоронений. Но, к сожалению, в этом был только один «обитатель».

Правда, у гороховцев существовал обычай хоронить между курганами знати людей более низкого социального статуса. Однажды Наталья Матвеева нашла тому свидетельство: связанную и брошенную ничком в могилу женщину, по предположениям антропологов – скифскую рабыню:

– Никаких следов насильственной смерти не было, но сам человек в такую позу не ляжет. Эта находка – исключение из правил, одна на тысячу, но сразу рисует яркую картину! Мы очень надеемся и в этом году найти что-нибудь подобное.

И у наших земляков высок интерес к археологии. Ещё бы, мы живём рядом с уникальной Ингальской долиной, археологическим комплексом мировой известности! Многие заводоуковцы интересуются, как находят археологические памятники. Говорят, мы здесь всю жизнь живём, каждый год по грибы сюда ходим, а оказывается здесь курган!

– А вот не будем говорить об этом, – улыбается Наталья Матвеева. – Профессионал легко определяет характерные особенности. Вот поступайте к нам в университет – и всё узнаете! Не всякому интересу археологи рады, кладоискатели и грабители скоро сделают нашу профессию ненужной. Появление металлоискателей в коммерческом обороте – это настоящая трагедия для науки. И многие даже не понимают, что творят! Ну, или делают вид. Говорят: «А что, мы вот историей интересуемся, личный музей собираем». Это не интерес к истории, это настоящее вредительство! И те, кто скупает археологические артефакты, тоже поощряют преступников!

Сколько ещё тайн и открытий скрывает сибирская земля. Каждый год новые и новые находки дарит она исследователям. И наш общий долг сохранить сокровища Ингальской долины и передать их грядущим поколениям в целости и сохранности.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ Фото автора