Медиакарта
7:23 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Райский уголок

Созвонившись с фермером Абдразаковым, отправляемся в Иртышатские Юрты.
Рустама встречаем на поле, и ему, конечно, сейчас не до гостей – покосная страда в самом разгаре. А у Абдразаковых 200 га полей под многолетними травами и зерновыми. Глава крестьянского хозяйства Ратип Абдразаков по образованию агроном, так что растениеводство – его конёк. А с годами и предпринимательская жилка появилась. От сына, в котором он видит своего преемника, он ждёт многого. Ну, а удастся ли Рустаму удержать поднятую отцом планку, а может, и поднять выше, покажет время.
Рустам неохотно покинул кабину трактора. Он явно хотел использовать жаркий, солнечный день на все сто и зарулонить как можно больше сена. А управлялся он со своими гектарами с помощником Марселем Тимирбаевым, который работает в их крестьянском хозяйстве уже много лет.
– Сено и зерно мы продаём в основном северянам. В прошлые годы сеяли овёс и пшеницу, нынче ограничились овсом. Земли под многолетними травами лет через пять перепахиваем и засеваем по новой хорошими семенами, чтобы укос был лучше, – говорит мой собеседник.
В хозяйстве у Абдразаковых – три трактора «Белорус» и три гусеничных трактора. На время уборочной приходится нанимать механизаторов. Нынче планируют заготовить 200 тонн сена.
Рустам говорить не очень любит, вот и о том, почему пять лет назад вернулся из города в родную деревню, особо распространяться не стал. Да и без слов всё было ясно: отец с годами не молодеет, а значит, в помощнике нуждается. Да и детям в деревне, а их у него трое, – раздолье.
– Вы посмотрите, какая у нас здесь природа. Воздух чистый. В большинстве домов – газ, вода. Мы дом построили на дедовской земле, – аргументирует свой переезд Рустам.
С благословения Всевышнего
В Иртышатских Юртах началось строительство мечети. А инициатором благого дела стала Халиля Хакимчановна Шамакова (отец её Хакимчан Нугманов был имамом, открывал подгорную мечеть в городе, а ещё он был участником Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны). В мусульманском мире её знают и называют «наша имамша». Уже восемь раз участвовала она в форумах мусульманского духовенства в Казани.
Халиля – уроженка деревни Кызылбаевой. По окончании десяти классов она получила экономическое и торговое образования. В Иртышатские Юрты переехала по одной причине – муж отсюда родом. В настоящее время у Халили своё дело в сфере торговли (имеет она несколько торговых точек). На земле предков мужа отстроили Шамаковы новый дом с видом на мечеть.
Вот мы и подошли к главному – жила бы Халиля спокойно, как все остальные, да совесть не позволила. Не могла она смотреть на удручающую картину, как мечеть, покосившаяся, с полусгнившими брёвнами, без крыши укором селянам стоит посреди деревни. И проявила она инициативу. Организовала в деревне мусульманскую общину, председателем совета которой стала, и с тех пор прошла не один круг мытарств по чиновничьим кабинетам.
И добилась Халиля поставленной цели.
– У нас в деревне большая радость. Через пару месяцев откроется мечеть. Строительные работы уже закончены. Осталось благоустройство. Сейчас там бригада разнорабочих трудится. Ну а я туда как на работу хожу – контроль на объекте необходим. Так уж вышло, что я как председатель общины являюсь заказчиком, – рассказывает женщина.
Много сил и времени ушло у Халили Хакимчановны на оформление документов.
Добилась она того, что объект стал государственной собственностью, был внесён в реестр памятников культуры. Комитет по охране памятников заказал проект мечети, который был выполнен шесть лет назад. Но реставрации объект, находящийся в плачевном состоянии, не подлежал. И тогда пришлось заказывать новый проект – на воссоздание мечети.
Халиля Шамакова благодарна всем, кто её подержал, – администрации Тобольского района, правительству Тюменской области, губернатору Владимиру Якушеву, который, кстати, обещал приехать на открытие мечети, председателю комитета по делам национальностей Евгению Воробьёву, председателю конгресса татар Тюменской области Ринату Насырову.
Живы в памяти народной
Что ни говори, а удивительные люди живут в этой деревне. Взять, к примеру, Раиса Кинчина, 55-летнего жителя деревни. Жил себе жил, детей вырастил, внуки пошли. Работа есть (трудится на судоремонтном заводе в Сумкино слесарем-судоремонтником), до этого на речном флоте служил судовым механиком. Дом у него крепкий. Чего ещё желать?
Но была у Раиса мечта – построить в деревне мемориал односельчанам, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня в живых уже никого из них нет: одни пали смертью храбрых на полях сражений, другие умерли от ран в госпиталях, третьи ушли в наше время (от старости и былых ран). Но жива память о них, и о местных героях непременно должна знать нынешняя молодёжь. Так рассуждал Раис Рафаилович.
Его идею поддержали и в администрации района, и в администрации Ворогушинского сельского поселения. Кинчин оформил все полагающиеся документы и, как пошёл в отпуск, взялся за дело. Сам он был и спонсором своей идеи, и прорабом, и снабженцем, и рабочим. Благодарен Кинчин за помощь в реализации проекта главному инженеру ООО «Судоремонтный завод» Андрею Болдыреву, исполнительному директору предприятия Александру Ларину. Родное предприятие выделило ему цепи для мемориала. Глава администрации сельского поселения Александр Чернышов помог с оформлением земли под мемориал. Помог и сельский депутат Таир Ниязов. Деревенские подключились к доброму делу, и сварщики среди местных нашлись.
Пришлось раскошелиться и самому автору идеи (25 тысяч рублей вложил он в реализацию проекта), ну и, конечно, как я уже говорила, руки приложил. Управился за три недели. Раис признался мне, что, когда закончил работу, почувствовал облегчение и чувство выполненного долга. И был растроган, когда местные женщины принесли к мемориалу цветы.
Неделю назад мемориал был открыт. Теперь в Иртышатских Юртах появилось место, где можно собираться на митинги по государственным праздникам, и есть куда возложить цветы.
На отдых в деревню
А вот двухлетний Закир Ильясов ещё никакой интересной идеей во благо родной деревни и земляков не загорелся. Мал он ещё для этого. Просто гоняет по улице на трёхколёсном велосипедике да на детском грузовичке. Смотрит, как взрослые дяди на автопогрузчике разгружают какие-то материалы (дедушка с бабушкой что-то строят). Поглядывает малыш на мечеть, сверкающую полумесяцем, на памятник односельчанам-фронтовикам, увенчанный красной звездой. Для чего всё это нужно, он ещё не знает. Но образ малой родины на подсознательном уровне укореняется в нём.
Закир приехал с мамой с севера в отпуск к бабушке с дедушкой. Его мама Диана предпочитает поездке к морю, которая для северян летом в порядке вещей, провести отпуск в родной деревне. Говорит, что для неё это самое лучшее место на земле. Да и сын должен знать свою малую родину. Возможно, когда-нибудь сюда вернётся насовсем.
Покидая Юрты, я прошлась по берегу старицы, полюбовалась на баранов, молодых тёлочек, вольно пасущихся на окраине деревни, на дома-новостройки, которых здесь довольно много. И утвердилась в мысли, что эта деревня никогда не исчезнет с карты Тобольского района.

Автор: Полина Меркулова