Медиакарта
9:11 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В клубе деловых и интересных встреч редакции: Брак — таинство, открывающее супругам дорогу к Богу

11:04 | 26 июля 2017
Источник: Знамя Труда

В 988 году, после длительных лет странствий русского народа в потёмках языческих верований, обрядов и жертвоприношений, после важных напутствий вдовы Русского князя Игоря — княгини Ольги, после приезда на родину мужа Владимира херсонесской принцессы, христианство официально стало государственной религией Киевской Руси.

Князя прозвали «Владимир Красное Солнышко» за то, что вывел государство из тьмы идолопоклонства и подарил людям свет — веру в Единого Бога, построив множество православных храмов по всей русской земле. Официально стал этот праздник отмечаться с 2010 года 28 июля, но ещё со времён великих свершений князя Владимира Великого в храмах проходили великолепнейшие службы, прославляющие это грандиозное и эпохальное событие на Руси.

В пасхальные дни разговор о православии, православной семье и о многом другом мы вели со студентами Тобольской семинарии.

«Семья – это среда, вынуждающая человека обнаруживать свои чувства. И хорошее, и плохое выходит наружу. Благодаря этому происходит ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи спасительна для нас. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, сообщает силу, ослабляет зло…» (владыка Сергий, архиепископ Казанский).

Церковь заботится практически обо всех главных моментах семейной жизни – это таинство Брака и Крещения, особые молитвы при рождении ребенка и молитвы над умирающим, порядок освящения дома и т.д.

Наши собеседники  – умные и талантливые ребята. Они приехали в Тобольск из разных точек нашей необъятной России и ближнего зарубежья.  Они  внешне отличаются от других ребят лишь формой, а в разговоре замечаешь,что смотрят они на жизнь под другим углом. Нам непременно захотелось узнать, что привело их к вере в Бога, что подтолкнуло их к выбору   профессии священнослужителя.

В семинарию приходят разными путями, как здесь скажут, неисповедимыми. Кого-то привели сюда родители, кто-то пришёл сам по зову души. Несколько студентов рассказывают, почему они решили поступить в несветское учебное заведение:

Рассудов Иван: Родители меня крестили в возрасте полугода. Когда стал немного старше, вместе с ними стал посещать службы.  Внимательно следил за действием батюшек, за таинствами, которые они совершают в алтаре. Затаив дыхание слушал звон колоколов. В возрасте пяти лет уже сам звонил в колокола, а в восемь  – паномарил. Уже в столь юном возрасте знал, куда пойду учиться. Здесь мы учимся не профессии, а служению. Это не совокупность знаний, которые можно выдать в нужный момент, служение – это вся жизнь, с того момента как ты приходишь в храм.

Гладышев Артемий:  Мой отец – священник. Именно он сыграл большую роль в выборе учебного заведения. Сначала я окончил гимназию при семинарии. Сегодня я  студент 4 курса. До момента поступления в гимназию  был обычным школьником, обычной средней школы в г. Петропавловске  республики Казахстан. В настоящее время я практически не общаюсь со своими бывшими одноклассниками. У каждого из нас свой путь и я свой выбор сделал.

Отец Александр Проскуряков:  В Православии с раннего детства. Родители – люди верующие. Поэтому и выбор учебного заведения был осознанным. Считаю, что духовная семинария – одна из самых лучших школ. Сегодня я  студент выпускного  4 курса. За время учения в семинарии создал семью.   В настоящее время я рукоположен в сан диакона.

Протоиерей Владимир: На протяжении  многих лет существует такая традиция, что уже на третьем курсе семинарист должен  определиться со своим семейным положением, чтобы, выпустившись из учебного заведения, быть священнослужителем и сразу же приступить к выполнению своих прямых обязанностей или же выбрать путь монашества. Сегодня требования немного изменились, всё потому что раньше священнослужителей  действительно  катастрофически не хватало, поэтому семинария должна была из своих стен в обязательном порядке выпустить готовых священников. Я окончил семинарию в 2002 году  уже будучи священником. Со всего курса «неопределившихся» в не священном сане у нас было всего трое.  В настоящее время такой нехватки кадров не наблюдается. Значит у молодёжи появилось больше времени, чтобы принять верное решение. 

– Священнослужители женятся по большой любви?

Протоиерей Владимир: Если я сейчас спрошу, что такое любовь? Вы никогда мне не ответите, что это такое. К вопросу создания семьи нужно подходить с несколько иной точки зрения. Для этого нужно самому себе ответить на один единственный вопрос:  готов ли ты, чтобы твои дети были такими же, как он или она. Если есть хотя бы доля сомнения, то в брак лучше не вступать вовсе. Вы только представьте. Сейчас  рядом с вами есть человек, некоторые черты которого вас откровенно раздражают. Через некоторое время родятся дети, которые унаследуют похожие черты.  Развод тут неминуем. Вот если чувствуешь, что  можешь мириться с какими-то недостатками (ведь они наравне с достоинствами есть в каждом из нас), то тогда семейный союз будет крепким. Настоящие чувства придут гораздо позже, а то, что люди зовут любовью в период романтических отношений, очень быстро улетучивается.

Отец Александр (Проскуряков): Всё-таки ещё стоит учесть и то, нравится ли тебе твоя половинка внешне и внутренне. Сможешь ли ты ужиться с её характером. Это немаловажно.  Хочется найти родного человека, с которым можно было бы пройти все трудности. Если есть любовь, понимание, если жена живёт одним духом с тобой, то это сильно помогает служению. Если этого нет, то священнику будет невыносимо. Путь непростой: много искушений, испытаний, люди приходят в храм разные, со всеми нужно поговорить и всех утешить. Если дома не будет гармонии, то несчастными будут оба. К тому же основная роль воспитания детей в младенчестве в большей степени отведена матери. Значит, она передаст ребёнку то, что присуще ей самой, нравится нам это или нет. И только когда ребёнок подрастает, роль отца в его воспитании возрастает.

– Есть ли в Тюменской области семьи священнослужителей, которые по каким-либо причинам распались?

Протоиерей Владимир: Если говорить вообще о настоящей православной семье, то есть лишь единичные случаи, когда брак заканчивается разводом. Если же взять семьи священнослужителей, то в нашей области таких случаев нет. Бывает, что распадаются семьи выпускников семинарии, не ставших священнослужителями. И причины таких разводов могут быть абсолютно разными, как и в любой другой семье. Говорить о них не стоит, ведь у каждого своя жизнь, своя беда. Стоит лишь отметить, что в случае распада семьи  всегда виноваты оба.  Безусловно, церковь принимает все усилия, чтобы не допускать разводов, чтобы сохранить семьи. В православии есть понятие отсутствие разводов. Бывают случаи, когда  к нам обращаются с вопросом: «Батюшка, как можно развенчаться?» Да никак. Венчанные браки развенчать нельзя!

Далее мы обратились к юношам, учащимся на третьем курсе, чтобы узнать,  определились ли они со своим семейным положением.

Большинство из них уже имеют девушку, которую хотели бы видеть спутницей жизни. Трудности возникают тогда, когда избранница живёт и воспитывается в другой среде. Там сложились свои традиции. Если же всё-таки придётся строить семью  со светской девушкой, далёкой от церкви, живущей по законам современного мира,  то все как один твёрдо уверены, что своим примером приведут  свою избранницу к вере и в храм.

 – Есть такой праздник «Красная горка» или как его называют ещё «Антипасха». Это отрицание  Пасхи?

Протоиерей Владимир: В слове «антипасха» нет ничего страшного. Антипасха  –  не отрицание. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Пасха не прекращается! Она вечна. Вообще в православии каждый воскресный день  является малой Пасхой. С этого дня разрешается таинство венчания после длительного великого поста. Красная горка – это больше народный праздник, как и масленица. В Ишиме Антипасху мы отмечаем крестным ходом от Никольского до Покровского храмов. В этом году в нём приняли участие студенты Тобольской духовной семинарии. Двухчасовое шествие с пасхальными песнопениями – поздравление горожан со светлой Пасхой.

– В Тюмени существует Евангельская церковь. Кто же такие евангелисты?

– Евангелисты – одно из направлений протестантизма, – говорят ребята.  – Мы живём в демократическом обществе, где люди имеют право выбора, в том числе в кого и как верить.  В настоящее время евангельская церковь уже не имеет такого влияние, как в 90-е годы.

– В 1901 году всемирно известный классик Лев Николаевич Толстой был отлучён от церкви. Как сегодня люди близкие к церкви, которые хотят посвятить свою жизнь служению Богу, относятся к этому известному человеку?  

Протоиерей Владимир: Религиозные убеждения  и творчество – это две вещи, которые друг другу не мешают, это разные вещи. Мы читаем Гётте, не смотря на то, что он католик, любим творчество Шекспира, невзирая на то, что он тоже другого вероисповедания. Точно также обстоят дела и со Львом Толстым.

– Ребята, а вы все  хорошо владеете современной техникой или для вас это вещи не нужные?

Глухарев Николай:  Мы живём в современном мире. У всех нас есть компьютеры, мы в них неплохо разбираемся. В первую очередь ,они нужны нам для учёбы – для написания курсовых, дипломных, каких-либо докладов.

– Но помимо сайтов для научной работы на безграничных просторах интернета есть множество сайтов развлекательного характера.

Глухарев Николай: Действительно, в Интернете полно всевозможных искушений. Но уставом Семинарии нам запрещено играть в игры. Правила есть правила. И бороться с искушениями, которых в жизни очень много, надо учиться.

Протоиерей Владимир:  Сейчас вообще обозначилась большая проблема зависимости детей от компьютеров и социальных сетей, различных гаджетов. Всё ведёт к тому, что уровень интеллекта детей именно по этой причине стремится к уровню наскальной живописи. Идёт стремительная деградация. Компьютер и интернет приносят не только пользу, но  наносят вред. В одной из школ мы проводили встречу, разбирали произведение. Всё что знают дети из этого произведения – это лишь его краткое содержание, прочитанное в интернете. Получается, что современные дети обходят стороной шедевры русской литературы, но при этом живут какой-то своей виртуальной жизнью, которая приводит не только к духовной смерти, но и  к смерти физической. Подрастающее поколение теряет смысл жизни.

Проблему студенты семинарии видят не в самих компьютерах, а в том, как родители воспитывают своих детей.

– Это как в ситуации с ножом. Можно ведь им и хлеб нарезать, а можно и в  человека его всадить, – рассуждает один из наших гостей. Дело не в предмете, а в том, как родители научили ребёнка с ним взаимодействовать.

Протоиерей Владимир:  К сожалению, не все родители видят эту угрозу или опоминаются тогда, когда уже слишком поздно, когда ребёнок стал зависимым. От этой проблемы церковь тоже не остаётся в стороне.

В известных социальных сетях, например, «В Контакте»,  есть православные группы, где молодёжь общается на различные темы, знакомится друг с другом.  Много интересного по истории, о семье  на сайте Православие.ru. Есть сайты семинарии, есть молодёжные православные форумы. Большую популярность набирает проект «Батюшка онлайн». В прямом эфире священнослужителям со всех стран мира можно задать интересующий вопрос и получить на него ответ.  В общем, помимо всевозможной грязи, на просторах интернета можно найти массу полезной для души информации. 

– Как бороться с сайтами и группами, которые, воздействуя на детскую неокрепшую психику, через определённого рода задания, готовят их к совершению суицида?

Рассудов Иван: Бороться ведь надо не с сайтами, а с теми людьми, которые их создают. Да и с ними бороться не всегда предоставляется возможным. Наша же работа в этом направлении  может заключаться лишь в призыве не заходить на эти сайты, донести до людей, что самоубийство это очень плохо.

Протоиерей Владимир: По этому поводу проводилось даже совещание по Ишимскому району. Если  проанализировать тех людей, которые попадают под влияние таких групп, то это личности, живущие какими-то  недостижимыми мечтами. Эти мечты разрушают внутренне душевное равновесие человека, он становится постоянно недовольным по поводу того, что чего-то не дополучает. Приходя в эти группы, он получает для себя самое важное – общение и внимание, которых у него не было в реальном мире. Ради этого он теряет голову и совершает безумные поступки. Мы живём в жестоком мире, где обязательно нужно протягивать руку тем, кто по какой-то причине слаб, не обладает лидерскими качествами или какими-то выдающимися талантами, чтобы они не искали внимания и поддержки в таких группах.

Разговор продолжался, гости и хозяева находили много общего во взглядах на современное общество. По традиции молодые люди спели песни религиозного содержания и народные.

Автор: Оксана ЛАКМАН