Медиакарта
3:15 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

И в 75 зовут дороги вдаль

09:57 | 01 августа 2017

Первоначально текст в «Ишимской энциклопедии» выглядел строго: «Озолин Владимир Иванович (01.08.1942 , с. Серебряковка Ульяновского района Омской области), почётный гражданин г. Ишима (2007)», далее – описание биографии. По предложению главного редактора добавлены строки: «Проявляет большой интерес к истории города. Активный сторонник сохранения своеобразия г. Ишима», – и сразу обозначился образ человека-патриота.  

Из какого роду-племени?
– На самом деле, сложно всё у нас, – отвечает Владимир Иванович и с присущей ему рассудительностью «прорисовывает» родословную. Спокойным течение речи только кажется, потому что события одной семьи – Озолиных – свидетельства общей трагедии страны.
Дед по отцу, Арсентий Оттович, родился в 1879 году в д. Рига Калачинского района Омской области. «Ровесник Сталина, который потом и посадил его на 10 лет», – подчёркивает внук. Ригу населяли ссыльные из Прибалтики. Скорее всего, и фамилия предков звучала на латышский лад, как Озолинь. Это уже сибиряки её «закалили».
– Интересная судьба у деда, – рассказывает Владимир Иванович. – Участник русско-японской войны, из Новосибирска через Китай шёл пешком на Порт-Артур. В 1937-м осуждён на 10 лет. Повод: когда Колчак через деревню шёл, забрал лошадей. А деду почему-то взамен оставили какую-то клячу. Столько лет прошло, а кто-то припомнил. Освободили деда только в годы войны.
Отец, Иван Арсентьевич, родился в 1916 году тоже в д. Рига, с 16 лет трудился трактористом, тонул на «ЧТЗ» в р. Омь, горел в нём. На фронт его из-за деда не взяли даже добровольцем. Пошёл работать на Омский шинный завод, который за 40 километров от Омска организовал подсобное хозяйство, куда отца направили механиком. Там и родился Владимир. В паспорте – с. Серебряковка, по названию сельского совета. В 1951 году Озолины переехали к деду, в деревню с красивым названием Нива Калачинского района.
Череда потерь – непонятных, необъяснимых, болезненных – выпала и на линию матери. Они – выходцы с Западной Украины. Прасковья Петровна родилась в д. Неждановка Сидельниковского района Омской области. Её отец, Пётр Петрович, не вернулся вместе с четырьмя сыновьями с Великой Отечественной войны.
Родители, Иван Арсентьевич и Прасковья Петровна, личным деятельным примером научили уважать старших, быть обязательными. Владимир – старший в многодетной семье. Отец с малолетства приобщил его к технике. Как-то приехали на луг, и бригадир предложил: «Иван, пусть сын сядет за грабли, подёргает». А сыну-то всего десять. До сей поры помнит первый заработок – 3 рубля 80 коп. Тогда, в 9 лет, на паре быков возил силос. Потом стал работать в совхозе каждый сезон, с 13 лет – на четырнадцатиметровых прицепных граблях, потом на комбайне, тракторах, на копнителе штурвальным. Будучи учащимся техникума, на осеннюю практику отпрашивался на родину, там нужны были рабочие руки. Получал зарплату и четыре центнера хлеба. И помнит вкус традиционного трудового обеда у трактора или комбайна: бутылка молока, хлеб, пара яиц, огурцы, помидоры.
– Деревню мою, Ниву, запахали. И дома, что с отцом строили, нет, – говорит с тоской. – Была деревня… Дворов 80. Сеяли, пахали, рожали… Первый удар – объединение трёх деревень в совхоз «Измайловский». Потом ещё укрупнение. И Нива посыпалась. В 1973 году ездил – ещё была, в конце семидесятых – полное разрушение.
Что за город Ишим?
Среднюю школу Владимир Иванович окончил в 40 километрах от родного дома – в г. Калачинске. В газете «Омская правда» отец прочитал объявление о наборе в Ишимский техникум. Где такой город, не знали.
– У нас был Иван Иванович Безлепкин, – рассказывает Владимир Иванович, – самый образованный в деревне мужик, родственник по третьему колену. Ну, мы к нему: «Где, дядя Ваня, Ишим?» «Да где-то около Ялуторовска», – был ответ. И это самый знающий в деревне мужик, – мой собеседник смеётся. – И поехал я с деревянным чемоданом в 1959 году в Ишим. Сдал экзамены в техникум. Жили в спортзале в деревянном здании у стадиона, спали на полу на матрасах. В 1962 году, в Карибский кризис, стали «подметать» всех в армию: юношей рождения военных лет мало, а обстановка напряжённая. И с четвёртого курса меня забрали в армию.
Служил Владимир Озолин в Белорусском военном округе, награждён за добросовестное отношение к воинским обязанностям и активную жизненную позицию «Ганаровой (Почётной) грамотой ЦК ВЛКСМ». После армии окончил техникум. Диплом с отличием дал право сдать один экзамен и поступить в Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В.В. Куйбышева.
– И вот более 50 лет я – ишимец, – признаётся Владимир Иванович. – Родительский наказ – жить по чести – старался соблюдать на любой должности. Трудовая биография – 48 лет, из них три года – преподавателем в СПТУ № 3 и в автошколе при АК 1319.
Когда родилась дочь, ответственность за квартирный вопрос заставила пойти на 80 рублей диспетчером в комбинат коммунальных предприятий. Но крепкую организаторскую жилку Озолина быстро заметили. Нравилось – не нравилось – у коммуниста не спрашивали. Он же понимал, что продвижение налагает дополнительные обязанности, постепенно переросшие в ответственность перед городом. Месяц всего в диспетчерах проходил, месяц – в механиках, назначен главным механиком, главным инженером, директором САХа – так и пролетели 16 лет.
Легко ли в начальниках ходить?
Следующую страницу своей трудовой биографии Владимир Иванович начнёт неожиданно: «Первый секретарь ГК КПСС Митрошин меня обманул».
Александр Митрошин предложил занять пост заместителя председателя горисполкома. Владимиру Ивановичу такого жизненного хода совсем не хотелось, отказывался решительно. В ответ: «Выходи завтра на работу», – попросил ночь на обдумывание. Утром – в горком, чтобы повторить категорическое «нет». А Митрошин уехал в отпуск, и документы подписаны. Пришлось принимать «кухню». Это 1984 год. Заместитель председателя горисполкома отвечал за ЖКХ, транспорт, связь, строительство. С 1987 по 1991 год В.И. Озолин – председатель горисполкома. В связи с реорганизацией советов назначен первым заместителем мэра г. Ишима.
Производственно-распределительное управление «Запсибгаз-ппром» было задумано с перспективой для дальнейшего развития города. Возглавил его В.И. Озолин тоже по приказу свыше. Но сменилось руководство в «Газпроме» и в области. Началась кадровая чехарда. И до ишимского ПРУ, до предприятий не было никому дела… Но у Озолина осталось желание служить Ишиму, ставшему судьбой.
Краеведение –
для духа
В 1977–1992 годах Озолин избирался депутатом горсовета, в 2000–2010 – депутатом гордумы. 25 лет! В последние десять – заместитель председателя Ишимской городской думы! По линии ассоциации дальневосточных и сибирских городов участвовал в совещаниях по вопросам местного самоуправления. В фойе Новосибирской городской администрации обратил внимание на большеформатные фотографии из истории. Мэр Виктор Рейн поддержал такую идею для Ишима. И Владимир Иванович стал собирать материал. Так началось его многолетнее настойчивое хождение по тропе краеведения. Буклеты: «Ишимская городская дума: 1873–1919» и «Ишим: от Думы к Думе. 1918–1993», «Ишимская энциклопедия», «Ишим в год 70-летия Тюменской области», «Ишимский край в рекордах», «Герои Советского Союза земли Ишимской». Его инициативы – увековечивание имён героев в названиях улиц, на стендах и мемориальных досках и многие другие.
Награждён: медалями, почётными грамотами Министерства строительства РФ (1998), Тюменской областной думы (2004), губернатора Тюменской области (2006). Главная жизненная мораль Владимира Озолина: «Делать людям добро, даже тем, которых ты по каким-то причинам не уважаешь». Очень высокая нравственная планка… А жизнь каждый день подбрасывает непростые задачки. И тогда мудрость – в помощь!
Людмила Марикова.
Фото из личного архива
Владимира Озолина.

Автор: Людмила Марикова.