Совсем недавно в штат отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при изоляторе временного содержания МО МВД «Голышмановский» был зачислен новый сотрудник – немецкая овчарка Стоун Халк Харди. Полицейский-кинолог Александр Кубарев помощницу по службе называет просто – Харди.
За двенадцать лет службы в полиции кинолог работает уже с третьей собакой. Спаниель Кнопа была специалистом по розыску наркотиков, её Александру Кубареву передал бывший кинолог Алексей Лактионов. Потом была немецкая овчарка Патти, сейчас – Харди. Обе собаки специализируются на розыске пропавших людей и вещей, на задержании и конвоировании правонарушителей.
Когда Александр пришёл работать в систему МВД, окончил школу милиции в Тобольске. Ему предложили работу кинолога – согласился, привык ответственно относиться к порученному делу. Патти была первой собакой, которую дрессировал самостоятельно с «азов» поисково-спасательной работы после недолгих курсов у тюменских кинологов. Несколько шрамов на руках кинолога остались на память об уроках задержания преступников. С Патти Александр работал много лет, с ней же был в служебной командировке в Дагестане. Сейчас Патти, можно сказать, на заслуженном отдыхе: живёт у знакомого фермера, продолжает нести в хозяйстве сторожевую службу.
Александр Валерьевич гордится своей воспитанницей: не единожды она находила правонарушителей, помогала полицейским в раскрытии правонарушений. Однажды нашла потерявшегося ребёнка, в другой раз привела полицейских прямо в дом грабителя. «Шайтан-собака», – обругал Патти задержанный ею преступник. После служебной командировки в Дагестан Александр Валерьевич «разделил» свои заслуги и награды на двоих – его четвероногая подруга несла службу наравне с прапорщиком полиции. За годы работы в правоохранительных органах Александр был отмечен знаком «Отличник милиции», награждён медалями «За службу на Кавказе», «Участник контртеррористической операции на Кавказе», имеет медаль к столетию образования кинологических служб МВД.
– В раскрытии преступления в паре с собакой большую роль играет «горячий след», – рассказывает Александр. – Чем раньше потерпевшие заявят о преступлении – пропаже или краже, тем больше шансов выйти на след правонарушителей. Харди уже четыре года, она взрослая, сформировавшаяся собака, многое умеет. Её в Тюменский центр кинологической службы взяли из питомника Екатеринбурга. Профессиональной подготовкой собаки занимались специалисты Уфимской школы кинологов. Харди носит чипированную метку, то есть вся информация о ней, родословная есть в электронной базе собак. Есть один недостаток: её дрессировала девушка-кинолог, поэтому чувствуются издержки женского воспитания. Считаю, в органах МВД собаку надо воспитывать в жёсткой дисциплине. Сейчас с ней заново отрабатываем «горячий след» – овчарка несколько месяцев оставалась без задания, кинолог её уволилась. А разыскной собаке без практики нельзя – навыки теряются. Живёт у меня дома, младшие сын и дочь помогают с дрессировкой: оставляют следы, убегают в лес. Харди успешно находит ребят.
Недавно кинолог выезжал с собакой на происшествие: со стройки пропал инструмент. К сожалению, Харди потеряла «след» – накануне, ночью, прошёл дождь, да и потерпевшие изрядно потоптались на месте происшествия, чего делать нельзя.
Не каждая собака, по мнению Александра, может служить в полиции. Она должна быть, с одной стороны, спокойной, и, как человек, уравновешенной, а с другой стороны – в её характере специально воспитывается недоверчивое отношение к посторонним людям. Дрессировщику, чтобы выработать и закрепить навыки злости к противнику, приходится прибегать к разным уловкам: есть в арсенале специальный костюм, как у нарушителя, иногда приходится подогревать злость, дразнить собаку.
Всего три недели прошло, как в отделе полиции Харди под руководством Александра Кубарева приступила к своим обязанностям по охране правопорядка в районе. Желаем напарникам успешной службы.
Фото Светланы БУТИНОЙ