Медиакарта
2:06 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Урок для хорошего настроения

На одном из последних заседаний Совета по реализации приоритетного национального проекта развития образования говорили о физическом воспитании детей. Методист Отдела образования Г.В. Малышкина рассказала, что в 19 общеобразовательных учреждениях работает 21 спортивный зал. Учащиеся занимаются на 17 спортивных площадках. Школы располагают пятью тренажёрными залами. Есть проблемы в оснащении спортивным инвентарём: не хватает мячей для игр в баскетбол, футбол, волейбол. Недостаточно лыжных палок, школы желали бы иметь больше спортивных тренажёров. Чтобы дети больше двигались, в учебных заведениях введена ежедневная утренняя гимнастика и динамические паузы. До недавнего времени дети занимались два часа в неделю на уроках физкультуры, два часа – на секционных занятиях и два часа посвящали спортивным мероприятиям.

Новый учебный год принёс с собой третий дополнительный урок физкультуры. Департамент образования и науки Тюменской области рекомендовал дополнительный час использовать творчески. Это могут быть коррекционные занятия, ритмика, аэробика, подвижные игры, лёгкая атлетика, гимнастика или тренировки по определённому виду спорта.

Образовательные учреждения нашего района взяли на вооружение новейшую здоровьесберегающую технологию – курс самооздоровления организма с помощью основных средств физической культуры профессора доктора медицинских наук Н.Н. Нежкиной из Ивановского института переподготовки педагогических кадров. Пару лет назад прогрессивная методика обучения детей – чувствовать свой организм и заботиться о нём – казалась недосягаемой. Но буквально на днях мы смогли наблюдать её внедрение в Черемшанской школе. Во время перемены семиклассники приготовили к занятию спортивный зал — расстелили коврики. Через несколько минут зал наполнила умиротворяющая музыка и мелодичный женский голос.

После того, как мы с коллегами познакомились с учебным курсом, внедрила его сразу. Мне очень понравилось, – говорит учитель физкультуры И.А. Алексеева. – Ученики давно просили открыть секцию аэробики, а без определённой подготовки этого не сделать. В психофизической тренировке, так называется методика, все делается под музыку, а целый блок упражнений имеет аэробный характер. Всего семь комплексов упражнений: на улучшение настроения, на успокоение, устранение нарушений осанки, лишнего веса. Курс начинается с тестов. Дети изучают свой организм, определяют уровень здоровья. Затем в индивидуальной беседе рекомендую им тот или иной блок упражнений. Сейчас мы с ребятами изучаем комплекс на приведение организма в состояние покоя. Занятия провожу с помощью аудиозаписи. Ребята слышат только голос и музыку, чтобы в работу включалось воображение. На первом этапе мы разогреваем организм упражнениями аэробного характера, потом выполняем более спокойные, затем идёт сеанс общего расслабления организма. Третий час физкультуры у нас запланирован в середине учебного дня, чтобы дети смогли сбросить физическую и эмоциональную усталость и эффективно продолжить учебный день. На каникулах я и для учителей проводила подобные занятия – всем понравилось.

Своими впечатлениями поделились дети. Айгуль Сыздыкова рассказывает:

У меня после такого урока всегда хорошее настроение, силы появляются. Учитель всем объяснила, что тренирует каждое упражнение, например, «пружинка» – спину. Лично мне порекомендовали делать упражнения для формирования стопы. В конце занятий мы ложимся на коврики, и слушаем сказку. Ласковые слова: «солнышко», «зайчик», «самый лучший» – мы слышим редко. Чувствуешь себя после такого тренинга самым лучшим человеком на свете.

Использовать психофизическую тренировку в преподавании физической культуры было рекомендовано школам района. В Гладиловской школе учитель физкультуры А.А. Спиртов использует из этой программы только элементы, он рассказывает:

Дополнительный третий час провожу в форме обычного урока. Психофизическую тренировку Н.Н. Нежкиной мы совместили с основной учебной программой. В обычный комплекс ввели упражнения оздоровительной направленности. Вводим на уроках музыкальное сопровождение. Обязательно выполняем упражнения для коррекции осанки, плоскостопия, зрения. Чтобы полностью внедрять новую программу, необходим оборудованный зеркалами гимнастический зал, хорошая музыкальная аппаратура. Мы проводили психофизические тренировки и раньше, но они были направлены на развитие физических качеств, а в рекомендованном комплексе происходит формирование организма в целом. Получается, что теперь на уроках воедино сплетаются физиология, анатомия и физическая культура.

Наталья ГЛАДКОВСКАЯ

Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ