Медиакарта
2:37 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Верные долгу и чести

Верные долгу и чести
08:16 | 17 февраля 2010
Источник: Новая жизнь

Есть события в истории нашей Родины, которые никогда не исчезнут из памяти народа и всегда будут волновать умы и сердца людей. К ним относится Великая Отечественная война. Уже то, что мы живем, должно вселять в нас чувство неоплатного долга перед павшими и живыми воинами Великой Отечественной.

Свой вклад в приближение победы над фашизмом внесли и мои родственники, на долю которых выпало немало страданий и лишений в этот период жизни - нелегкий не только для них, но и для всей страны. И в трудные послевоенные годы, в мирной жизни они поддерживали звание кавалеров орденов и медалей - стали хорошими хозяевами на земле, растили детей.

Я хочу рассказать о Кузьме Петровиче и Ульяне Прокопьевне Коноваловых, моих дедушке и бабушке по папиной линии. В 1936 году они создали семью, поставили дом. Жили, трудились, надеялись на светлое будущее для себя и своих будущих детей. В сентябре 1939 года Кузьма был призван на службу в ряды Советской Армии. Служил в 210-й танковой бригаде, в мотострелковом пулеметном батальоне пулеметчиком - по декабрь 1940 года. Попал в отряд лыжников, зимой передвигался только на лыжах. Несладко приходилось, спали прямо на снегу, укрывшись шинелями, в морозы стальные железные ручки пулемета примерзали к рукам.

Ульяна же, проводив мужа на службу, осталась одна с двумя маленькими детьми на руках, младшенькому был всего месяц.

Потом началась Великая Отечественная война, и Кузьму сразу же отправили на фронт. Он был распределен в 67-й отдельный инженерно-саперный батальон, сапером.

Дедушка неохотно делился своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне, но про один из боев рассказал. Говорил, что это, наверное, самый страшный бой был - месиво ужасное, танки и пехота в одном строю, пули свистят, гул от техники и криков людей, взрывы. Танки прямо по убитым проходили, да и живому страшно было упасть, задавят сразу. Но страха не было, было полное отключение от реального, земного, - все как во сне. Потом резкая боль, провал в памяти…. Очнулся в госпитале - был тяжело ранен в левую кисть, - находился там с апреля по июнь 1944 года.

Нелегко приходилось и тем, кто был далеко от линии фронта. Первая зима Великой Отечественной войны выдалась особо суровой и тяжелой. Продовольствие нужно было армии и стране так же, как танки, топливо, боеприпасы. Простые машины, серпы, косы - все было пущено в ход. Пахали на коровах, после со временем вырастили коней, но основным тяглом был все-таки бык, выносливый и надежный. Хлеб для армии шел бесперебойно, хоть оставались в деревне старики, женщины и дети. Колхозное поле чем-то напоминало фронт. Там тоже ковалась победа. Правда, там не свистели пули и осколки, однако доставалось и им, сельским труженикам, сполна, порой так же, как и бойцам переднего края.

Теперь Уля была и за мужика, и за бабу - как, впрочем, и многие сельчанки, женщины с нелегкой судьбой, что выпала на их хрупкие плечи. Тяжело ей пришлось: за детьми надо ходить и в колхоз ни свет ни заря вставать. Всю войну была бригадиром полеводческой бригады. Жила, конечно, скудно и голодно, но держала корову, а от нее надо было еще и план сдать: вечернее молоко относила в отделение, а утреннее - себе. Картошка выручала всех, сажали по 30-40 соток, ею и спасались. И все же помогали, как могли и чем могли, чтобы поскорее приблизить день Победы. Зимой собирали теплую одежду и отправляли ее на фронт в посылках.

Всей деревней радовались каждой весточке с фронта - неважно, кто ее получил, - и так же всей деревней оплакивали похоронки. В 1944 году пришла похоронка на брата Ульяны Семена, 1919 года рождения. Погиб он 19 февраля, похоронен в Белоруссии. А в ноябре этого же года пропал без вести младший брат Афанасий, 1926 года рождения.

Кузьма после госпиталя врачебной комиссией был рекомендован к нестроевой службе и после уже распределен в отдельный рабочий батальон, в роту охраны стрелком. После взятия Берлина восстанавливал полуразрушенный город и ближе к зиме 12 декабря 1945 года был демобилизован. Вернулся домой.

Война закончилась, но жизнь оставалась тяжелой: труд не оплачивался, налоги непосильные, средства брать негде. Продавали, что находилось в хозяйстве: мясо, масло, картошку, - себе почти ничего не оставалось. Возвращались мужчины - пусть израненные, но были дома, стали заменять женщин на самых тяжелых работах. Уля перешла на ферму работать дояркой, а потом телятницей. Кузьма трудился рабочим в колхозе, впоследствии - совхозе.

В послевоенное лихолетье народились еще двое детей, но умерли во младенчестве.

Из воспоминаний моего папы, послевоенного ребенка (1946 год рождения). Хоть и было ему годков пять, воспоминания засели так глубоко, что и сейчас, рассказывая, ощущает тот период своей жизни: «Работали на износ: и старики, и дети - все трудоспособное население. Выходили на поля, что на посевную, что на уборку - ранехонько. Спать хочется, жара, голодно. Посадят на лошадь, чтобы ею управлять, - и так весь день катаешься на ней. Улучил момент, спрыгнул - и деру. Родители - за мной, с руганью и с уговорами, с задабриванием семечками. Поймали, посадили снова. Одна радость, когда же позовут поесть, - можно и отдохнуть, и поиграть успеть. Бабушка принесет лепешки, а они горькие-горькие, мука такая была. Подсдобит маленько сметанкой, пока сметана есть, есть еще можно, а так - не жуя глотаешь, еле сдерживаешь во рту, чтобы она обратно не пошла».

Или вот, из рассказов дедушки: «Во время уборки на полях оставался отход от скашивания - жабрей (сорняк в посевах зерновых), семена этой травы мололи на жерновах самодельных деревянных в муку и пекли лепешки. Вот как поешь этих лепешек, и ноги отнимаются. Встанешь, а ноги не слушаются, как ватные становятся. Порой домой идем, семянок этих в поле насобираем, жуем - голод хоть маленько перебить, и еле ноги передвигаем, поддерживаем друг дружку, а который раз и совсем - пока не отлежишься, не встанешь».

Несмотря на все невзгоды, радовались, как могли, жизни, помогали друг другу. Выстояли, вырастили пятерых детей, всех выучили и вывели в люди.

Ульяна Прокопьевна имеет награды за героический труд во время войны и в мирное время, мать-героиня.

Кузьма Петрович награжден орденами Красной Звезды и Великой Отечественной войны 2 степени, медалями: Жукова, «За участие в освобождении Варшавы», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За храбрость и стойкость» и юбилейными медалями.

После смерти дедушки в 1996 году бабушка осталась совсем одна. Дети, те что поближе, конечно же, помогали, но старость берет свое. Ей, прожившей всю свою жизнь в деревне Воробьево Тюменской области, пришлось переехать с насиженного места к дочери в Свердловскую область. В этом году отметила свой 95-й день рождения.

Лилия ФИЛАТОВА,

с. Зарослое.

Фото из семейного архива. Ульяна Прокопьевна в верхнем левом углу и Кузьма Петрович в верхнем ряду.