Медиакарта
17:44 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мастер по вождению

Нет плохих машин, бывают только плохие водители – уверен ветеран профтехобразования Виталий Семёнович Толстов. За тридцать лет работы в Голышмановском профтехучилище немало ребят обучил он управлять различной техникой.

За рулём автомобиля Виталий Толстов со школьной скамьи. До сих пор вспоминает первую машину-«полуторку», на которой ездил выгружать зерно с шофёром, когда трудился на колхозных полях. В свободное время тот учил Виталия Толстова вождению. Эти навыки пригодились, когда осваивал водительское мастерство в Аромашевской школе ДОСААФ. Не окончил тогда и семи классов Малышенской школы – трудно жилось в послевоенное время.

Получив профессию шофёра, Виталий Семёнович устроился в колхоз в Святославку. Потом были три года армии. Служил в артиллерийских войсках, параллельно помогал в армии с ремонтом машин, получил второй класс шофёра. А после демобилизации три месяца обучал в армии новобранцев вождению военной техники. Возможно, это и предопределило его дальнейшее призвание. Правда, год после армейской службы потрудился в Кемерово на строительстве завода. Но вернулся в родные края, устроился в Голышмановский ДОСААФ – вёл подготовку водителей для Вооружённых сил страны. После закрытия организации водил автобус, потом местный военком предложил обучать водителей на базе Голышмановского училища механизации сельского хозяйства – так оно называлось в те годы.

– Начинали обучать на ГАЗ-63, ЗИС-151. Учили парней после десяти классов школы и тех, кто не попал своим годом на службу, – рассказывает Виталий Семёнович. – Военкомат направлял нам группу из тридцати призывников – обучались голышмановские и аромашевские. Иногородним предоставлялось общежитие.

Кроме умения управлять военной техникой, шофёрам для Вооружённых сил требовались навыки передвижения в колонне, знание спецсигналов. Спрашивали, вспоминает Виталий Семёнович, даже за правильную посадку водителя в автомобиль. Только если не с левой ноги на подножку встаёт, поднимаясь в кабину грузового автомобиля – значит, мастер не привил навык, такая была строгая дисциплина.

Методическое пособие с упражнениями и правила дорожного движения – все учебники, по которым учил своих подопечных Виталий Семёнович. Основная часть знаний – собственный опыт. Виталий Толстов имеет звание отличника профтехобразования. Водитель он дисциплинированный, и другим советует соблюдать правила дорожного движения. По сей день верен своему «жигулёнку», на котором намотал уже сотни километров, и, говорит, современные машины не для него. Хотя восхищается современными двигателями, которые позволяют ездить сейчас под 300 тысяч километров без капитального ремонта.

Бережное отношение к машинам, по мнению Виталия Семёновича, продлевает жизнь техники. Алексей Алексеевич Кашкаров работал в училище в одно время с ним, он отмечает образцовый порядок, который всегда был в учебных автомобилях Толстова после уроков вождения. Виталию Семёновичу доверяли готовить студентов из групп для сельского хозяйства во время практики до сдачи экзаменов.

Свой первый автомобиль – «Москвич-412» Виталий Семёнович приобрёл лишь через 14 лет работы в училище. Деньги на машину зарабатывал личным подворьем: выращивал на продажу картофель, разводил поросят и бычков. А чтобы дали добро на покупку автомобиля вне очереди, прежде потрудился на колхозных полях – вышел в передовики по вывозу зерна в уборочную кампанию. Мастеров и студентов привлекали на полевые работы. Участвовал Виталий Семёнович и в строительстве нового здания училища – сейчас второй корпус агропедколледжа, помогал вместе с другими преподавателями возводить здесь столовую.

Своими руками он сделал пристрой к дому, который приобрёл для семьи в посёлке. Больше полувека вместе с супругой Валентиной Борисовной. Вырастили двоих сыновей. Сын Евгений пошёл по стопам отца: учит сейчас вождению в автошколе. Немало последователей и среди учеников Виталия Семёновича: целые династии водителей. Многие его выпускники потом писали письма из армии, благодарили за науку.

В конце октября ветерану профтехобразования исполнится восемьдесят лет. По-прежнему его можно увидеть за рулём автомобиля.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Надежда ЧЕРЕПАНОВА