– Что тебе дать вкусненького?
– Очень хочется арбуз. Если бы вы только знали, какие вкусные они у нас дома, в Поволжье. Сочные, сладкие…
«Мне ведь только 17 исполнилось, когда началась война и нас выслали в Сибирь. За то, что мы немцы. У нас была своя республика, на своём языке разговаривали, обряды и обычаи соблюдали. Родители работали. Отец дом новый построил, а пожить не успели. Нам ведь война не нужна была.
А выслали всех, без разбору. Везли в вагонах для скота, вещей – что взять успели. В Байкалово поселили к старикам в избушку, внутри всё чёрное, и тараканы кругом.
В первую же зиму стали забирать взрослых в трудармию. Сначала – отца, потом и меня хотели, да я бойкая была и русский язык знала. Так и сказала в комендатуре, что поеду, если только больная мать с младшими братьями без помощи не останутся. Может, пожалели, оставили меня дома. Работала в колхозе наравне со всеми: лес валила, за скотиной ходила, научилась зимой рыбу неводом ловить, по ночам носки и рукавицы вязала.
Дед ваш прошёл трудармию. А его отец Яков и брат Давид так и не вернулись оттуда, погибли в Ивдельлаге. Мы с дедом поженились после войны. Он в колхозе работал, а я в больнице санитарочкой была. Больные любили меня, говорили: «Наша Милечка пришла». Так и проработала до самой пенсии в больнице.
Детей у нас шестеро, внуки-правнуки выросли. А я всех помню и за всех переживаю, все мне дороги.
Есть ещё арбуз? Вот поем его, и дом вспомню, и родителей, и всю свою жизнь…»
В 2017 году ушли один за другим из жизни мои бабушка и дедушка, Эмилия Гейнриховна и Александр Яковлевич Фрис, которые на себе испытали ужасы военного времени. Уроженцы села Гуссенбах Франкского кантона республики немцев Поволжья, они обрели вторую родину в далёкой Сибири.
Благодарим за помощь в подготовке материала руководителя краеведческого кружка Байкаловской школы Наталью Торопову.