«Листая памяти страницы» – так в Прииртышском назвали встречу, которую посвятили тяжёлой дате – 80-летию массовых сталинских репрессий.
В сельской библиотеке собрались старшеклассники, родственники репрессированных семей, глава поселения Константин Снегуренко, председатель совета ветеранов Фаина Симоненко и другие.
Репрессии и раскулачивание, переселение и депортация – череда трагических событий коснулась и нашего края, жителей посёлка, чьи судьбы изменились в одночасье. Поэтесса и член Российского союза писателей Антонина Горбунова с горечью рассказала о судьбе своего деда – священника Александра Киановского:
«Мои дед и бабушка прожили в селе Плеханово 36 лет. Беда подкралась неожиданно. Непонятно до сих пор, почему с установлением советской власти началось уничтожение православной веры. В 1917-м все монастырские и церковные земли изъяли. Через год вышел декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. А с 1929-го начались гонения на священнослужителей.
В декабре 29-го деда обвинили в «Организации сопротивления бывших торговцев, кулаков, а также бедноты мероприятиям советской власти при проведении хлебозаготовок 1928-1929 г.г». Суд был коротким (был ли он вообще?). Решением тройки ОГПУ по Уралу его приговорили к расстрелу, который привели в исполнение 17 апреля 1930 года в Тюмени. Спустя 60 лет деда реабилитировали в связи с незаконным осуждением.
Какой в этом толк, если не стало мужа и отца, человека, который верой и правдой служил Отечеству, сеял доброе и вечное в сердцах людей? Он был образованным священником приходской Плехановской церкви. Выходец из бедной семьи, дедушка окончил духовную семинарию, где изучались кроме богословских дисциплин латинский, древнегреческий и татарский языки, математика, история, медицина и высшее красноречие. Дед не только проводил службу в храме, но и преподавал Закон Божий в сельском училище. Все наши родственники никогда не забывают своих близких, кто пал жертвою тех чёрных времён».
Едва сдерживала слёзы Людмила Полуянова, рассказывая о своей маме Александре Балуевой: «Саша выросла в большой работящей семье. Родители её, Мария Егоровна и Иван Андреевич, трудились в колхозе и друг к другу относились с большой любовью, обращаясь ласково «Марьюшка» и «Ванюшка». Как скучали оба и не могли дождаться, когда увидятся дома после работы! Их счастье оборвалось в один день 37-го года.
Когда в дом пришли чужие люди, ребятишки очень испугались. Ивану приказано было собираться. Он поцеловал 11-летнего сынишку, маленькую Сашу, которой было восемь. Потом обнял жену и только сказал: «Трудно тебе будет, Марьюшка!»
Она подняла ребятишек. И всю жизнь ждала его. Много раз пешком ходила в город, пытаясь хоть что-то узнать о судьбе мужа. Лишь в 1994 году открылась правда – деда Ивана расстреляли через три дня после ареста».
Вспоминали на встрече истории других семей репрессированных из посёлка – Клавдии Шустовских, Антонины Кузнецовой, Анны Соловьёвой, Анны Быковой, Петра Быкова, Александры Петлюк, Михаила Шабалина. В Иоанно-Введенском монас-тыре прошла панихида по безвинно убиенным и пострадавшим в годы террора, были зажжены поминальные свечи. После посетили на дому живых свидетелей тех трагических событий.
Можно представить только, с каким чувством возвращались школьники с той встречи. Но им необходимо знать историю Родины, какой бы жестокой и печальной она ни была. Никто, кроме нас самих, не сохранит память, не передаст её новым поколениям.