В России проживает около полутора миллионов детей с врождёнными или приобретёнными пороками развития. И каждый из них, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, имеет право на получение общего образования.
Практически всем беременным мамочкам всё равно, кто у них родится, сын или дочь, главное, чтоб здоровый. Иногда о том, что у неё особенный малыш, женщина узнаёт или во время беременности, или сразу после родов, или немного позже. Анастасия Вахтомина узнала об этом после эклампсии в первых родах: «Ребёнок наш запланированный, родился спустя два года после свадьбы. В конце беременности у меня резко подскочило давление, начались судороги, затем аллергическая реакция на введённое лекарство. Два дня находилась в коме с искусственной вентиляцией лёгких. Как сказали позже врачи, речь шла о спасении моей жизни, жизнь моего мальчика спасло чудо. Мне говорили, что он умрёт через несколько дней, потому что после такого не выживают.
Сейчас нашему сыну Владимиру 11 лет, у него детский церебральный паралич в тяжёлой форме, парез четырёх конечностей.
Сначала я заметила, что он отстаёт в опорно-двигательном развитии. Когда пришло время сидеть, малыш не сидел, его ровесники научились ползать, Вова – нет. Дальше проявилось отставание в речевом развитии. Сверстники говорили, а он нет.
Самое тяжёлое – пережить момент, когда врачами поставлен окончательный диагноз, когда точно понимаешь, что твой ребёнок – особенный. Нам предложили оформить инвалидность, но мы отказались. Потребовалось два с половиной года принять тот факт, что наш сын не такой как все.
Будучи дипломированным психологом, я прекрасно понимала, что такое ДЦП, но жила с какой-то надеждой, что всё изменится. И поэтому мой первый совет родителям – не упускайте время. Если вы понимаете, что развитие вашего малыша отстаёт от ровесников – обратитесь к специалистам. Лучше ошибиться в своих страшных догадках, чем начать лечение не вовремя. Чем меньше ребёнок, тем быстрее он восстанавливает и речевую систему, и опорно-двигательную.
За эти 11 лет я точно узнала, что не следует задавать себе вопрос, почему так случилось и кто виноват? Вы никогда не найдёте ответ на него. Отпустите ситуацию, у каждого свой «крест». Думайте о том, как улучшить свою жизнь. И нельзя жалеть ни себя, ни ребёнка. Жалостью не вылечить. Ещё необходимо верить в себя и в его способности, замечать каждую мелочь и радоваться этому.
Я прошла долгий путь и получила большой жизненный опыт реабилитации ребёнка с ДЦП.
Хочу дать некоторые советы, может кому-нибудь они пригодятся:
– очень благотворно влияет на повышение интеллекта музыка Моцарта, слушать ежедневно по 15 минут, а перед сном – мелодии релаксации;
– важно питание, крупы молоть на кофемолке и варить вязкие каши, готовить повышающие иммунитет витаминные смеси (чернослив, курага, мёд, орехи);
– читать вслух, много и постоянно, развивать мелкую моторику, она ответственна за речь;
– учить говорить через тактильно-чувствительную сферу. Например, проговаривать простые слова, прикасаясь губами к ладони ребёнка.
Особенные дети и информацию воспринимают по-особенному, через тело, которое является отражением всего мира. Мы с сыном учили алфавит так: перед сном я делала ему массаж, а после, чётко проговаривая, рисовала буквы у него на спинке. Отрабатывали их на рассыпанной в противне крупе манке, прописывая руками. Через соприкосновение пальцев с крупой происходит восприятие информации. Так я смогла восстановить его интеллект.
Недопустимо ограничивать жизнь особенных детей домашними стенами. Любому человеку необходимо узнавать мир, получать впечатления, поэтому чаще посещайте с вашим сыном или дочерью общественные места: цирк, детские спектакли, даже просто в магазин с собой берите. Социум очень важен.
Да, мой сын на сегодня не может сам себя обслуживать. Но могу с гордостью сказать, что он учится по общеобразовательной программе в пятом классе, хотя у него совершенно не работают руки. Раньше Володя находился на домашнем обучении, но чем старше он становился, тем отчётливее я понимала, что необходимо общение не только с родственниками, ему требуется социализация. Спасибо директору Упоровской школы Галине Прокопьевне, которая пошла нам навстречу и позволила проводить обучение в стенах учебного заведения. Два раза в неделю я привожу сына в школу. Учителя индивидуально занимаются с ним.
Ребёнку с особенностями здоровья проблематично найти общение со сверстниками. И поэтому так хочется, чтобы на базе районной школы был создан класс-комплект для таких учеников, оборудованный специальным инвентарём. Я верю, что моя мечта и мечта многих родителей станет реальностью и обучение наших детей в дошкольных и образовательных учреждениях станет доступным».
P. S. Чтобы зайти в здание школы, Вове Вахтомину необходимо подняться сначала на крыльцо, где установлен пандус, и преодолеть его на инвалидной коляске несложно… и четыре ступени, расположенные в тамбуре здания, где пандуса нет…
Фото из архива
Анастасии
Вахтоминой.