Может показаться странным, но главному герою данного материала, жителю села Сорочкино Виктору Леонидовичу Глазову со школьной скамьи хотелось быть ни космонавтом, ни директором совхоза, ни шофёром, а кем бы вы думали? Ни за что не угадаете: мечта его была прозаической, как снег за окном, – ухаживать за животными, другими словами, заниматься личным хозяйством. Об этом он в нашей беседе сказал не раздумывая, ничуть того не скрывая.
Усадьба Глазовых расположилась на возвышенном берегу поймы реки Вагай, занимает довольно обширную территорию. Просторный, с плодородной почвой огород для возделывания картофеля и пойменные луга, примыкающие к усадьбе, служат желанными факторами для ведения личного подсобного хозяйства.
Хозяин усадьбы, невысокого роста, плотного телосложения мужчина средних лет, из тех, кого в наших местах называют «крепышами», Виктор Леонидович приветливо встретил нас у ворот. В следующие минуты между нами завязалась деловая беседа. По пути в дом я заметил, что на всей территории просторного двора аккуратно убран снег и вообще нет каких-либо лишних предметов.
– А снег из ограды я всегда убираю, – заметив моё любопытство, сообщил собеседник, – на лошади вывозим его подальше от усадьбы, под речку. Летом здесь тоже нет мусора, либо навоза, люблю, когда глаз радует нежная зелёная травка, а по ней гуляют всех цветов радуги куры во главе со звонкоголосым петушком, у него оперение – золотистое.
Посмотрев на длинный и ровный ряд добротных стаек и иных хозяйственных построек для различных животных, я подумал: а ведь за последние сто лет в укладе крестьянской жизни, в сущности, мало что изменилось. Насколько мы знаем от своих предков, из книг, именно таким образом строили свои усадьбы крепкие хозяева и в прежние времена. Жизнь, руководствуясь практическим опытом, удобством и целесообразностью, предложила неписанные правила.
Тем временем мы вошли в дом Глазовых. Хозяйка Римма Семёновна хлопотала у стола. Взглянув на него, я поразился разнообразию блюд и различных яств: чего тут только не было! Супруги никаких отговорок не принимали, к тому же и время было обеденное, да и попробовать многие вкусности (чего греха таить) очень хотелось.
За обедом мы продолжили наш разговор.
– Мой отец, Леонид Глазов (к сожалению, рано ушедший из жизни), всю жизнь работал механизатором в местном совхозе, мать была домохозяйкой. В семье было шестеро детей: дочь и пять сыновей, я из них по возрасту – средний. Всегда держали большое хозяйство, и я, несмотря на возраст, был родителям основным помощником. С юных лет мне было по душе ездить на лошадях, управляться со скотом, одним словом, быть рядом с животными.
Далее судьба Виктора сложилась также, как и многих его сверстников: окончил среднюю школу, работал в совхозе скотником, был призван на военную службу, которую проходил в Германии. Демобилизовался в 1985 году и продолжил трудиться в местном совхозе «Дружба». В 1988 году директор совхоза Н.Н. Симонов предложил Виктору возглавить молодёжное подрядное звено по откорму молодняка крупного рогатого скота, причём самим производить зерно и заготавливать сено для животных в количестве до 1000 голов. В составе звена под началом Глазова работало до 40 человек, среднесуточный прирост живой массы откормочного молодняка КРС доходил до одного килограмма. Дела шли неплохо, но на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века грянули перемены, приведшие к распаду не только звена, совхоза, но и страны.
– Нас с Алексеем Антоновичем Мамайко оставили скотниками на ферме. Хозяйство рушилось, растаскивалось на глазах. То, что возводилось, создавалось поколениями, исчезало неизвестно куда и по чьёму распоряжению. Одним словом, возник хаос, – рассказывает о тревожных и непредсказуемых 90-х годах Виктор Леонидович. – Чтобы сохранить хоть какое-то производство в селе, на развалинах некогда мощного хозяйства мы с Алексеем Мамайко решили создать ООО «Сорочкинское». Брали кредиты и у конкурсного управляющего выкупали скот, технику, животноводческие помещения. Проработав год в ООО, я решил заняться только своим личным хозяйством, так как успевать на «два фронта» было тяжело.
Теперь в летнюю пору в хозяйстве Глазовых содержатся до ста голов свиней, пять коров, от трёх до пяти лошадей, различные птицы.
После обеда мы с Виктором прошли по его «владениям», и я отметил, что всюду образцовый порядок. Матка, хряк, подсвинки, маленькие поросята – все содержатся в отдельных «квартирах», в тепле и сытости. Заметил, что стайки, где телята вместе с курами, поросята, обогреваются печами. Коровы, молодняк КРС содержатся в помещениях с так называемой глубокой подстилкой, суть которой в том, что она подогревается возгорающимся навозом.
Коровы в хозяйстве Глазовых все черно-пёстрой породы, довольно хорошей продуктивности, в летнее время за сутки от них получают по 15-20 литров молока. С доением Римма Семёновна управляется вручную, от чего очень устаёт. Говорит, что в своё время специалисты из управления сельского хозяйства предлагали доильный аппарат для фермеров, но хозяин предложением не воспользовался, а сейчас такого «помощника» взяли бы с благодарностью. Конечно, для супругов имеет большое значение количество расходуемой электроэнергии, ведь она стоит недёшево, поэтому учитывают любую нагрузку, каждую электролампу.
Скот пасут рядом, на просторном лугу, где травы хватает всем животным. Молоко реализуют переработчикам из Ситниково, для чего у Глазовых установлен охладитель, которым пользуются все сдатчики Сорочкино. Свежее молоко покупают и односельчане. В летний месяц от реализации продукции бурёнок в семейный бюджет добавка около десяти тысяч рублей. С мясом сложнее, правда, всё охотнее свинину покупают в основном пожилые жители родного села, но большую часть приходится продавать заезжим случайным купцам.
Серьёзно Глазов относится к рациону кормления всех своих животных. Кроме сена хорошего качества, которого всегда вдоволь, он на зернофураж покупает в разных местах овёс, пшеницу, горох, которые затем смешивает и размалывает. Кстати, надёжным партнёром по поставкам для крестьянского хозяйства сена, зернофуража стало ООО «Сорочкинское», в котором когда-то работал Виктор.
Ежегодно на площади 40 соток семья возделывает картофель, львиная доля которого уходит на корм животным. Во дворе построен небольшой домик для хозяйственных нужд и приготовления кормов для живности, который на местном наречии называют «малухой». Он опрятно выглядит как внешне, так и изнутри, а в его подпол, по словам Виктора, прошлой осенью засыпали на хранение десять тонн картофеля. Урожай клубней Глазовы всегда получают хороший, так как работают с семенным материалом, постоянно удобряют огород, качественно, вручную, обрабатывают всходы.
Как видно, объём работ в хозяйстве велик, но супруги сами не боятся труда, плюс сын-школьник Алексей – хороший во всём помощник, кроме того, приходится привлекать родственников.
Уже много лет семья Глазовых живёт за счёт личного хозяйства. На редкость трудолюбив, смекалист и расчётлив Виктор Леонидович, всякое дело спорится в руках у Риммы Семёновны, сына стараются воспитать таким же. Алексей, кроме помощи по хозяйству, пристрастился к рыбалке, и теперь с рыбными блюдами на домашнем столе у хозяйки нет проблем. Одним словом, на хлеб зарабатывают честно, своими руками. Но тоскует Глазов по коллективному труду, по участию в большом производстве. По его словам, коллектив, как веник, когда все вместе – не переломить.
А. Вакарин. Фото автора.
НА СНИМКЕ: Семья Глазовых (слева направо): Римма Семеновна, Алексей и Виктор Леонидович.