Медиакарта
8:20 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О чём мечтает заграница

Расширение любого производства в конечном итоге ведёт к насыщению первоначальных рынков сбыта и заставляет фабрикантов искать новые. Многие выходят на соседние регионы, но предел со временем наступает и там. Поэтому нельзя забывать о таком немаловажном направлении как экспорт.

С таких слов заместителя главы города Сергея Стрельникова начался День консультаций по экспорту, организованный администрацией совместно с «Торгово-промышленной палатой» и региональным инвестфондом.

В городе есть производства, осваивающие заграничный рынок, к примеру, ООО «Юнигрэйн» в сентябре начало работать с Китаем. Но многие компании не знают, как выйти на зарубежных партнёров или попросту не решаются это делать. Поэтому спикеры рассказали об опыте в этой сфере и предложили предпринимателям города и района свои услуги.

На пути к золотой сотне

В этом году губернатор Владимир Якушев поставил задачу расширения числа региональных экспортёров до сотни.

Как заверил директор по экспорту и международному маркетингу ООО «Логистическая компания Солоджи» Сергей Бухтояров, для этого были определены три перспективных направления: деревообработка, мебель, древесное топливо; синтетика и переработка полипропилена; АПК и пищевая промышленность.

Прошли встречи с представителями производств и выбраны наиболее заинтересованные страны. В итоге разработано 189 дорожных карт, определено семь перспективных стран и 27 товарных групп.

Основная проблема начинающих экспортёров - они бросаются в крайности: боятся неизвестности или несерьёзно относятся к международным контрактам. Так, недавно одна компания продала партию замороженной птицы в Азербайджан, а на границе выяснилось, что на товар нет одного из сертификатов и теперь партия едет обратно, да ещё и наложены штрафные санкции. Дорожные карты для того и созданы, чтобы избежать подобного финала, ведь в них описан весь процесс для разных товаров и стран.

Исследования показали, что у некоторой продукции, производимой в Тюменской области, - огромный потенциал: тот же иван-чай по выгодной цене готовы закупать в Азербайджане, а сухое молоко - в Узбекистане, Литва ждёт гофрированные трубы, а Германия - акриловые ванны.

Сотни экспортёров в регионе пока нет, но в планах создание единого центра экспорта. Наши бренды уже можно найти на российской площадке Всемирного центра продовольствия китайского Шеньчженя, и это один из лучших вариантов поиска заграничных партнёров. Прорабатываются варианты отправки из Тюмени скоростных поездов, но здесь активности ждут от предпринимателей, так как «РЖД» готовы работать с поставками от 40 контейнеров в составе. Интересная тема для международного рынка - продукты глубокой переработки АПК, тот же лизин. В тренде - древесное топливо в виде пеллет. Китай активно закупает говяжью книжку (часть желудка), и Россия вполне может предложить этот товар, но пока не в тех объёмах, что запрашиваются, а это несколько десятков тонн.

Бизнес вокруг бизнеса

Тюменский бизнесмен Максим Доротов занимается сразу несколькими направлениями, в том числе и экспортом УАЗов в Кению, Мали, Сенегал и Судан. При этом возглавляет комитет по содействию внешнеэкономической деятельности при «Торгово-промышленной палате», который помогает разобраться в вопросах экспорта, просчитать затраты и риски. По его словам, сейчас регион сотрудничает с 40 странами, поставляя разнообразные товары, от аккумуляторов - до гриба чаги. Кстати, дикоросы очень хорошо закупаются. Та же Польша с удовольствием берет замороженные подосиновики. А Узбекистан - и вовсе ещё неосвоенная территория, здесь готовы приобретать огромный спектр товаров.

Минус юга Тюменской области - это его расположение внутри материка и потому из-за логистики доставка очень затратна. Но и из этой ситуации можно найти выход.

Например, в Амурской области строится газоперерабатывающий завод в четыре раза больше тобольского, а соответственно из Европы по нашим дорогам скоро пойдёт транспортный поток с оборудованием, запчастями, а это потенциальная ниша, ведь можно поработать с этими перевозчиками.

Самое доступное для бизнеса - встраиваться в существующие цепочки. К примеру, «Ялуторовский завод пищевого оборудования» поставляет свою продукцию одной из крупнейших сетей пиццерий, соответственно, они способны поработать и с другими серьёзными игроками этого рынка.

В нашу область на конференции и форумы постоянно приезжают иностранцы, и на них тоже можно заработать, ведь экскурсиями по городу уже никого не заинтересуешь. Так, в прошлом году группу китайцев вывезли в лес помедитировать при -25 градусах. Гости довольны, все соцсети в селфи из сибирского леса - и бизнесмен заработал.

Тема медицинского туризма тоже интересна. Жители Казахстана готовы лечиться в наших санаториях и центрах. Кстати, охота и рыбалка для иностранцев - вполне выгодная идея для бизнеса. Буквально в прошлом году в регионе ни у одного хозяйства не было документов для организации такого вида деятельности. Многие хотят вывезти на родину добытый трофей, а владельцы баз не знают, как это организовать, хотя ничего сложного нет.

Готовы научить

В завершение встречи ведущий специалист центра поддержки экспорта фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Алиса Уман рассказала об услугах и новинках, предлагаемых организацией. Например, в этом году появилась возможность бесплатной разработки экспортных контрактов. Только за октябрь было запущено две схемы и уже идут отгрузки за рубеж. Организуются деловые поездки: в мае прошла бизнес-миссия в Китай, в ноябре - в ОАЭ. Осенью состоялись строительная и продовольственная выставки в Казахстане. На базе Технопарка работает «Школа экспорта», очередная сессия которой прошла вчера. Широко используется формат онлайн-конференций, к примеру, последняя проводилась с экспертами из США, а в этом месяце состоится аналогичная с Китаем. Так что, если ваша компания серьёзно задумывается о поставке товаров за границу, то в регионе есть те, кто всегда готов прийти на помощь и порой это не будет стоить вам ни копейки.

Автор: Евгений ДАШУНИН