Медиакарта
1:23 | 29 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Патриот сибирского поля

09:00 | 08 декабря 2017
Источник: Призыв

В сиянье заснеженных крыш дремлет зимняя деревенская улица. Страда позади. Стоит тишина, такая пронзительная, какой она воспринималась в детские годы. А каких-то два-три месяца назад здесь до ночной тьмы гудели разгорячённые моторы. Я хочу привести стихи неизвестного мне автора советской поры, которые от первой до последней фразы о моём замечательном земляке, человеке, влюблённом в крестьянский труд, талантливом руководителе-аграрии, награждённом высокой правительственной наградой – званием «Почётный работник агропромышленного комплекса России», Владимире Борисовиче Толстокузове.
Да, я опять о хлебе говорю,
О хлеборобском подвиге и доле,
О людях, что не первую зарю
Встречают на ржаном промокшем поле.
Уж поздний час.
Комбайны жнут и жнут,
В поту не то, что лица, даже робы.
Да славен будь во имя хлеба труд,
Земной крестьянский подвиг хлебороба.
А ещё он является обладателем высокой региональной награды общественного фонда П.П. Прокопьева «За верность земле», награждён Почётной грамотой общественного фонда В.И. Муравленко. Кажется простым, сельским по сути, но всегда у него всё по-настоящему и на полном серьёзе. Редкий, к сожалению, образец настоящего агрария. При всём при том он с трепетным сыновним чувством относится к маме Зинаиде Ивановне, обожает сестру, супругу, сына и дочь, маленького внука. Дети порадовали отца прилежной учёбой – серебряные медалисты Юргинской школы, с красными дипломами окончили ВУЗы. Дочь – экономист, сын – менеджер. При всём при том он давно увлечён охотой, а в тёплые озёрца запускает по весне мальков карпа. Занимается пчеловодством. Очень любит сибирскую природу, свой большой уютный дом, который построил в деревне, где родился и вырос.

Генетическая память

Генетическая память для Владимира Борисовича Толстокузова – это казачьи корни прадедов, это золотой хлеборобский корень деда и отца, от которых ему и его детям перешли извечные ценности: мужество, доброта, отзывчивость, трудолюбие, любовь и верность земле. Говорит, посчастливилось: рос в семье, где забота о земле, работа на ней считались святым долгом.
Предки, как у большинства коренных жителей Палецкой, переселенцы с Дона – казаки. Люди редкого трудолюбия, хозяйской хватки, они покидали малоземельную Украину в надежде обосноваться на новых землях, строить счастливую достойную жизнь. Их подвижничество помогает сегодняшним потомкам быть твёрдыми духом, верить в собственные силы, взявшись за серьёзное, нужное дело. Прапрадед Кузьма Аммосович и прадед Егор Кузьмич Толстокузовы были смелыми, решительными и по природе своей крепкими людьми. На новых землях в Сибири умело вели крестьянское дело. Держали лошадей, орловских скакунов – на выезд и тяжеловозов – для работы. Владимир Борисович постоянно возвращается в мыслях, в архивных поисках к потомкам своего рода, отдаёт дань прошлому, которым можно по праву гордиться.

Земля отцов – земля детей

История своего сельхозпредприятия, которому в этом году исполнилось двадцать лет, а до этого – палецковской бригады колхоза «Страна Советов», для него тоже составляющая понятия генетическая память. В советские годы в «Стране Советов» было пять бригад: Палецковская, Колычевская, Заозёрская, Коровинская, Новодеревенская. Палецковская – одна из лучших. Сильный коллектив земледельцев, птицеферма, крупный рогатый скот, свиноферма, овцеферма, мехток. История Палецковской бригады начиналась в 1929 году с так называемого ТОЗа – товарищества по обработке земли. В 1934 году организован колхоз «Боец», а в 1938 ещё один – «Пламя», который через год укрупнился за счёт объединения двух хозяйств. Старые плуги, деревянные бороны, коровы и быки – главная тягловая сила. Хлеб убирали серпами или гребцами. Норма на человека в день – до гектара. До 500 гектаров земли в коллективном хозяйстве. Первым в списке колхозников, по данным краеведов, значится Иван Егорович Толстокузов, дед Владимира Борисовича. В 50-60 годы в Палецковской бригаде трудилось более семидесяти человек. Посевная площадь до 1100 гектаров: выращивали пшеницу, рожь, овёс, горох, кукурузу, подсолнух, многолетники, картофель. Из техники – восемь тракторов, три комбайна, семь сеялок, шесть культиваторов, четырнадцать автомобилей. Урожайность пшеницы по колхозу составляла чуть больше 18 центнеров с гектара, в Палецковской бригаде – больше двадцати.
Семидесятые годы. Палецковская бригада – одна из лучших в хозяйстве. Возглавляет её Сергей Павлович Кузнецов. А в числе первых на посевной и уборке, примером для других в информациях районных газет называют Бориса Ивановича Толстокузова, вдвое перевыполняющего план сменных заданий на своём МТЗ-5! Отец чуть было не стал городским жителем: окончил в Свердловске ремесленное училище, родственники устроили с жильём, была работа. Но дед, казак по крови, сказал-отрезал: домой, в деревню! Отслужив три года в армии техником-механиком военной авиации, Борис Толстокузов вернулся на отцовское поле, к тракторам. В семидесятых получил комбайн. Трудился с такой отдачей сил – за смену не мог наработаться! Прихватывал вторую смену до глубоких потёмок – так любил землю. И до потёмок в комбайне с отцом молотил Вова. А потом размашисто, большими шагами, чтоб не отстать и придать себе вид рабочего человека, возвращался с поля домой. Хотелось во всём походить на отца. Для него это была первая встреча с землёй. Первая любовь и любовь всей жизни.
Дома работников ждала Зинаида Ивановна, удивительной живой и искренней души женщина. Ей выпала нелёгкая трудовая биография: около двадцати лет в ремгруппе – труд на стройке тяжёлый, физический, не всякому под силу, а её трудолюбивые руки справлялись. Потом многие годы работала на свиноферме, где поголовье в ту пору доходило до 3500 животных. Столько в ней скрупулёзной аккуратности, ответственности, столько неутомимой работоспособности. Столько неустанной заботы о семье и близких. Трудолюбие и ответственность – фамильные черты Толстокузовых.

Ратное поле

Борис Иванович был награждён высокой правительственной наградой – орденом «Знак Почёта», многими медалями победителя социалистического соревнования. Сын отцовскими наградами очень гордился. Когда выбирал после школы высшее учебное заведение, учился он с прилежанием, двух мнений не было: сельхозинститут, агрономия. Окончил институт в 1985 году, и сразу был призван в армию. От благословения мамы Зинаиды Ивановны и родительского дома началась его трудная армейская служба. Учебную подготовку он прошёл в Фергане. Недавно сын Роман, тоже десантник, прислал ему интернетовский снимок – вид учебной части советских лет. Для сына это тоже свято. Они долго говорили, отец вспоминал 345 отдельный парашютно-десантный полк, снайперскую подготовку. А потом Афганистан: из размеренной мирной советской жизни шагнуть в ад войны, в жаркое сорокаградусное пекло, враждебное коварство афганских троп, в далёкий от устава и церемоний военный распорядок! В первые месяцы Афгана хотелось лечь и укрыться могильным холмом – так это было невыносимо. И только материнское благословение и верность родной земле давали силы: я сибиряк, а значит что-то могу, чего-то стою.
Баграм: три-четыре боевых операции в течение месяца с участием авиации и артиллерии по уничтожению бандформирований. Пылающие огнём боевые машины, огнестрельные проникающие ранения и смертельные ожоги боевых товарищей. Негласная отправка «груза двести». Печально памятный Пизгаранский крест, когда под Новый 1986 год два батальона 345 полка наземных войск попали в окружение и в течение четырёх суток сдерживали натиск противника – авиация по причине погодных условий помочь не могла. Под прикрытием трёх машин БМП-2 по реке Хазара смогли выйти в Панджшерское ущелье. Оттуда на вертолётах – на базу. Длилась операция ровно месяц. Лучше гор могут быть только горы, в которых выжил.
Демобилизовался Владимир Борисович в звании младшего сержанта, в должности командира отделения. Он потом долго не мог привыкнуть к оглушительной тишине мирной жизни, адаптироваться в ней. Как будто себя потерял – куда делась свойственная ему самоирония и юмор.
Если бы меня попросили назвать определяющее его качество, я бы сказала: самоирония. Умение с неповторимым, свойственным ему смешком реагировать на происходящее. А тогда, после афганской войны, не узнать было парня: помрачнел, ушёл в себя. Спасла любовь. Сестра Ольга Борисовна – завуч школы – познакомила Владимира с молодым учителем Ириной Анатольевной Балетовой, симпатичной, скромной девушкой, светлым человеком. Ольга Борисовна не только сестра – друг всей жизни. Когда Владимир улетал в Афганистан, известил только сестру. Не стал расстраивать родителей, хотел подольше сохранить покой в душе мамы. После Афганистана Ольга Борисовна снова была ближе всех: устроила для брата судьбоносную встречу с будущей невестой. Жизнь заиграла ярким неповторимым светом, а тишина сменилась множеством звуков и мелодий. Владимир стал прежним, замечательно совмещая в своём характере рассудительность и романтику, озабоченность и обеспокоенность жизнью деревни и несокрушимый оптимизм. Он пришёл агрономом в колхоз.

Молодой агроном

В колхозе «Страна Советов» существовало правило, общее для всех: первым делом – производство. Из десятка намеченных серьёзных программ по хозрасчёту, аренде, ни одна не осталась на бумаге. Внедряли и пропагандировали новый опыт. А учителями и примером для молодого специалиста были председатель Александр Николаевич Штейнле, агрономы Николай Павлович Яковлев, Анатолий Григорьевич Шустиков. Это от Яковлева Владимир Борисович перенял основополагающее правило, которому до сих пор следует в своей работе: высокая агротехника, правильная организация всех работ – главные слагаемые для получения качественного зерна. Руководитель колхоза не выпускал из вида все стороны сельской жизни. Спортивный коллектив выступал на соревнованиях по разным видам спорта, был одним из лучших в районных сельских играх. Тренировалась и выступала сильная хоккейная команда, экипированная лучшим образом. В сельской самодеятельности колхозники и колхозницы «Страны Советов» – лучшие артисты, лучшие запевалы.
Грустные ироничные ассоциации сопровождают воспоминания Владимира Борисовича о «тоталитарном» прошлом, где не было надобности в приютах и детских домах, не было ни одного беспризорника, существовало бесплатное среднее и высшее образование, и где люди увлечённо работали для благосостояния страны и своего, кстати, тоже: колхоз строил жильё, направлял на лечение в санатории и на курорты, оплачивал обучение стипендиатов.
Умницу-агронома рекомендовали в районное управление сельского хозяйства. В должности главного специалиста он постоянно ощущал неудовлетворённость: приезжая в хозяйства, настоятельно рекомендовал технологически грамотно работать с землёй, давал компетентные и грамотные советы, но хозяйства сеяли, как сеяли, получая чуть больше двадцати центнеров хлеба на круг. А он мечтал о своём урожайном поле.

Земной крестьянский подвиг

Он ушёл на производство. На базе подразделения колхоза «Страна Советов» был образован сельскохозяйственный кооператив «Палецкая». Старое здание – деревянный крестовой дом, хранящий воспоминания о тех годах, когда он был избой-читальней, руководитель со свойственной ему иронией называл офисом. Из коллективного хозяйства кооператив вышел не с чистым банковским счётом – 180 миллионов, по тем деньгам, составлял долг по заработной плате, плюс долги по налогам и за электроэнергию. Гарантом жизнеспособности был коллектив, за плечами у каждого земледельца жизненная академия, производственный опыт. Своих 1300 гектаров земли в первую посевную им хватило за глаза. Потом кормозаготовка и уборка. Они стали для молодого руководителя хозяйства и его коллектива боевым крещением. СПК стал полнокровным сельскохозяйственным предприятием: МТМ, гараж, зерноток, свиноферма, пилорама. Из сорока человек до тридцати были заняты в полеводстве, часть в животноводстве, специалисты, бухгалтерия – все на виду, все при деле. Балласта не стало. Руководитель СПК в вечном цейтноте: в гараже, на зерноскладе, в поле, в поездках по хозяйственным делам. Энергичный. Деловитый. Болеющий за дело.

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Автор: Татьяна Усольцева. Фото Ирины Платоновой
Теги: АПК