Недавно коммунаровское училище отметило 80-летний юбилей.
Половину этого срока там трудится педагог общеобразовательных дисциплин Татьяна Порфирьевна Юдина.
– Очень грамотный и ответственный сотрудник, знающий своё дело. Также она председатель предметно-цикловой комиссии, а это огромная нагрузка – на ней создание учебного процесса, реализация программ, консультации преподавателей и мастеров, – говорит директор учебного заведения Ольга Винальевна Шурыгина.
Татьяна Порфирьевна выбрала профессию педагога не случайно, с детства душа к этому лежала. После школы окончила пединститут, выбрав филологический факультет.
– Как раз в семьдесят седьмом году в районе открылось среднее ПТУ. Пришлось мне освоить и историю, и географию, и политэкономию.
Молодой педагог сразу поняла, что это дело её.
– Не было ни боязни, ни комплексов, уроки получались. Почти сразу меня отправили на курсы в Ленинград и назначили заместителем директора по воспитательной работе.
Приходилось не только вести уроки, но и «тянуть» общественную жизнь, внеклассные занятия. Как признаётся Татьяна Порфирьевна, база тогда была бедноватой.
– Сам масштаб комплекса огромный, современный по тем временам, а вот внутренняя «начинка» страдала, конечно. Не было ничего ни в кабинетах, ни в общежитии. Мы испытывали огромную радость, когда привозили очередную партию мебели. Но тем не менее деятельность была бурной, действовали агитбригады, ездили по району с профориентацией, работала комсомольская организация.
Даже ансамбль свой был, который назывался «Ровесник». В нём состояли ребята, которые первые пришли на три года обучения. С «Ровесником» проходили все праздники, вечера, дискотеки, профориентационные выезды. Костяком были коммунаровские ребята.
– Тогда у нас в основном учились местные, шли по направлению от хозяйств района, и желание учиться у них было, иметь хорошие оценки, чтобы получить стипендию. Была заинтересованность иметь среднее образование и профессию.
С огромным уважением Татьяна Порфирьевна говорит о коллегах, с которыми довелось работать.
– Я всегда вспоминаю Анатолия Егоровича Зайцева, это человек, который всё своё время отдавал работе, был в ней заинтересован. А в девяностые, когда по четыре месяца зарплату не платили, самоотверженно работали, не уходили.
Нельзя не вспомнить Бориса Кирилловича Ямщикова.
– Знаток, профессионал. У него всегда была строжайшая дисциплина, в этом смысле он был человеком, требующим относиться ответственно не только к своему предмету. Борис Кириллович давал ребятам качественные знания по сельхозмашинам. Я не могу назвать ни одного педагога из тех, кто тогда работал, кто бы с прохладцей относился к своему делу.
Например, Галина Петровна Кердяшкина уже 39 лет ведёт математику, физику.
Татьяна Порфирьевна уверена, что педагог в первую очередь должен обладать знаниями.
– Чтобы студент слушал и слышал, иначе контакта не получится. Важно и умение ладить с детьми, иметь психологические навыки, терпение, индивидуальный подход, оптимизм и веру в то, что всё получится, продолжать заниматься с ребёнком несмотря ни на что.
Конечно, сильно помогает учебному процессу всё то, что может пригодиться в работе.
– Это и соответствующая техника в кабинете. Заинтересовать сегодня одним словом и мелом нельзя, надо, чтобы кабинет был оборудован и дети понимали, что что-то полезное они там увидят, узнают, услышат.
На сегодняшний день все кабинеты в колледже оснащены, решена проблема с компьютерами, во всех основных аудиториях есть мультимедиа, иные устройства, телевизоры.
– И это замечательно. Появилась возможность показывать ребятам какие-то элементы по той же истории, не только учебные, но и художественные фильмы.
Как признаётся Татьяна Порфирьевна, педагогический коллектив сложившийся.
– Уже стали семьёй за столько лет, если у одного упал жизненный тонус, то остальные помогут, поддержат, есть чувство коллектива. Особенно сейчас, когда столько бумажной работы.
Переход на новые программы заставляет готовить методические указания к самостоятельным работам, контрольно-оценочные средства, сейчас всё это педагог или мастер разрабатывает сам.
– Ещё одно новшество – давать практико-ориентированные уроки, это занятие, которое должно проходить на производстве. По-этому вся разработка таких выходов или выездов ложится на педагогов.
Сложность состоит и в том, что многие студенты идут обучаться в колледж не по желанию, не по любви.
– Основная масса – это те, кому нет места в школе. Отправили таких после девятого класса, потому что экзамены им не сдать, вот и имеем то, что имеем. В последние годы у нас обучается и большой процент детей-сирот, у которых одна дорога из детского дома – получить профессию.
Конечно, в каждой группе есть костяк студентов, которые стремятся к знаниям, впитывают их как губка. Так сказать, учатся на перспективу с огромным желанием.
– И среди продавцов, и среди поваров, и среди трактористов есть ребята, глядя на которых понимаешь: из них действительно выйдет толк. Есть у нас и такие, которые продолжают обучение после выпуска из колледжа. Раньше была даже такая традиция: когда выпускник училища получал педагогическое образование, он шёл работать к нам мастером.
Сейчас часть из них уже на пенсии, но многие продолжают трудиться.
– Это наш сварщик Сергей Иванович Браун, тракторист Евгений Иванович, среди поваров – Наталья Геннадьевна Мякишева, среди обслуживающего персонала – Татьяна Владимировна Шемякина, Мария Ивановна Сорокина, в общежитии – Николай Васильевич Пискун. Это наш физрук Степан Михайлович Куликов. Пришёл он после армии, заочно окончил тобольский институт и трудится у нас уже двадцать восемь лет. Всё это наши выпускники.
Для многих ребят эти люди являются примером, уже сейчас есть такие, кто твёрдо решил продолжить образование.
Есть в колледже специальности, пользующиеся спросом среди студенчества.
– В последние годы мы работаем с рейтингом, ребят, которые поступают к нам, отбирают по высшим баллам аттестатов.
В этом году был конкурс на поварскую специальность, на трактористов.
– Желающих поступить оказалось гораздо больше, чем мы можем зачислить.
Кстати, профессия повара давно перестала быть чисто женской: в группах, где обучают кулинарному искусству, – половина юношей.
– У них даже больше шансов устроиться в сферу питания. Часто встречаю бывших выпускников, которые работают в городе, они говорят, что принимают буквально с распростёртыми объятиями чаще юношей, нежели девушек.
Все педагоги выполняют важную государственную задачу: кроме профессии дают ребёнку среднее образование. Есть сейчас и социально адаптированные группы, где получают только профессию, например, специальность слесаря по ремонту автомобилей.
Преподаватель спецдисциплин Николай Константинович Дернов ведёт сварочное дело. Профессия на сегодняшний день, как отмечает он, востребованная.
– Кто действительно хочет работать и зарабатывать, всегда найдёт, где это сделать. В основном ребята устраиваются если не в районе, то в городе. Выпускники получают у нас второй-третий разряд, если учёба идёт на «хорошо» или «отлично» – присваивается четвёртый разряд, – рассказывает Николай Константинович.
Многие ребята заинтересованы в получении именно рабочей специальности, хорошо сдают экзамены, получают категории, делают они это ради своего же будущего.
К слову, сейчас один из студентов третьего курса Аманжол Колдырев из Архангельского поселения, обучающийся на тракториста, проходит стажировку в Германии.
– Выдержал конкурс и поехал. Учится парень без троек, и он рад, что выпала такая возможность. Отзывы о стажировке положительные, в основном там проходят семинарские занятия, выезжают на предприятия, – говорит педагог.
Есть и стимул подучить язык, а хоть в анкете указано, что Аманжол без знания языка, а переводчиков там нет, перед поездкой он усиленно занимался самообразованием.
Меняются времена, в колледж поступают и выпускаются ребята, а педагоги всё так же выполняют свою работу на «отлично», вкладывая в каждого ребёнка не только знания, но и частичку души.