Прошёл ровно год, как они в Юргинском районе. И так получилось, что оказался он ярким, «лавровым», победным. Уже через какие-то месяцы работы на юргинской сцене взяли несколько призовых мест на региональных конкурсах, а под занавес года блестяще выступили на Международном конкурсе солистов и ансамблей: хор «Сибиряночка» получил Диплом лауреата первой степени. Коллективы, которыми руководят Александр Николаевич и Светлана Николаевна Мерзлых – это творческая студия русской песни профессионального уровня. Пять детских коллективов и три взрослых с атмосферой почтительного отношения к песне и сценическому мастерству, со своими законами общения.
Итак, если возможность познакомиться с артистами во время выступлений вызывает бурю восторга, то знакомство с именитыми людьми попервости «напрягает». От этого не спасают ни учтивая интеллигентность собеседника, ни располагающий к диалогу интерьер творческой обители с книгами, компьютерами, дипломами на стенах и строгим рабочим столом. Интересно, как ощущают себя те, кто заходят по работе, – служащие Дворца культуры, оформители, самодеятельные артисты? Я понимаю вдруг, что не в теме. Вспомнила, как поэт Роберт Рождественский, когда в детские годы его отдали в музыкальную школу, очень расстроился, узнав, что у него второй голос, а не первый. Вот и мои представления о вокальной школе где-то на том же уровне. В наше время, когда сплошь и рядом фанатеют от не претендующих на притязательность вокалистов и групп, – вдруг тонко, глубоко, знающе о народной и современной российской песне. Вдруг – с таким почтением о зрителе: без разницы – высокого уровня конкурсное жюри перед ними или четыре деревенские бабушки. В канун Нового года мы беседуем с руководителем хора «Сибиряночка» Александром Николаевичем Мерзлых.
– Иногородние, инородные где-то поначалу, но уже много сделавшие для Юрги. Как она вас приняла? Вопреки обстоятельствам или благодаря – вы здесь? И когда поняли, что песня – это ваше призвание?
– Мы со Светланой из одной области – Омской. Я жил в пригороде, она в селе, в ста двадцати километрах от областного центра. Городскими жителями мы не были никогда. У меня мама пела в хоре, ездила с гастрольными выступлениями по стране. Как я себя сейчас помню, в школу искусств записался с приятелем за компанию, больше из любопытства. Вряд ли тогда понимал, что это призвание. И совсем другое отношение было к занятиям, кода учился в Омском областном колледже искусств и культуры. Там, кстати, и встретил Свету. Она училась народно-хоровому вокалу, я – на отделении народных инструментов.
– Что из «гранита наук» грызли с особым аппетитом?
– С особым аппетитом – то, что мне было интересно и важно: методика постановки голоса, вокально-инструментальная оранжировка. По профилю госэкзамены сдал на отлично. Потом – заочка. Кафедра хорового дирижирования в институте.
– «Они студентами были, они друг друга любили» – про Вас и Светлану Николаевну. Оттого ль, что жили на одной земле и дышали одним воздухом, вы так друг на друга похожи? Что вас объединяло?
– Любовь к народной песне и вокалу. Это наша волна. У Светланы Николаевны живой ум, богатая фантазия. Природный вокальный дар. Человек интересный, глубокий. Впечатления от студенческих лет самые яркие. До сих пор дружим с ребятами из Светланиной группы. Мы вместе пели в омском хоре «Метелица». Руководит хором наш преподаватель Владимир Альбертович Кригер. Было и весело, и трудно, и проблемы бытовые одолевали, как и всякую молодую семью.
– Насколько вы были состоятельны, делая первые профессиональные шаги?
– В Омске мы столкнулись скорее с социальными проблемами – зарплаты в учреждениях культуры низкие. Потом – Краснодарский край. Надо было снова доказывать и другим, и себе свой уровень профессионализма. Коллектив, набранный Светланой Николаевной, оказался интересным, успешным. Трудностей становления как таковых не было. Там люди другие. С сибирским менталитетом там трудно.
– А что это – сибирский менталитет, по-Вашему?
– Люди в Сибири выше духовно, щедрее, проще. Поэтому мы и вернулись. Работали в Омутинском. Нам предложили вариант с Юргой – мы его рассмотрели положительно. Жилищный вопрос решился. У нас двое детей: старшего школьного возраста и начального. Съёмное жильё, неустроенный быт – при этом надо думать о высоком, большом и светлом. О творчестве.
– Александр Николаевич, какие качества необходимы культработникам, чтобы на них хотелось смотреть и слушать их, чтобы зритель шёл валом, аншлагово?
– Вы знаете, чем ослепительнее артист на сцене, тем больше он трудяга за кулисами. Надо много работать и в совершенстве знать своё профессиональное дело. Ответственно и грамотно его выполнять.
– А самодеятельные артисты? Они же не имеют профессиональных знаний и умений? Как вы добиваетесь этого поразительного впечатления?
– Всё правильно. Самодеятельные артисты – специалисты в своих сферах. И нередко им представляется при наличии некоторых вокальных способностей, что всё, вот он пьедестал. Я говорю: нет, ребята! Надо налегать на теорию музыки, стремиться к гармонии. Нам приходится быть психологами: видеть каждого, понимать, находить подход. Надо ставить голос. Без постоянной работы с голосом, без знаний тонкостей вокальной техники правильно не споёшь. Даже улыбка у вокалистов не только для сценической выразительности – для нужной направленности звука, для владения певческим дыханием.
– И даже можете поругать «сибиряночек»?
– Могу поругать. Шутливо. Шутки позволяют посмеяться над своими огрехами, помогают понять, что стоит задуматься. Успех – это результат труда.
– А если человек лишён голоса, вокально бездарный, но очень хочет петь?
– Голос поставим. Безусловно, искусственно поставленный голос будет отличаться от природного одарённого вокала, но нужной тональности, гармоничного звучания добиться можно.
– Зритель к вам приходит какой?
– Зритель разный, но всегда дорогой. Кто-то приходит за впечатлениями, кто-то за душевным равновесием, кто-то на встречу с красивой песней.
– Артист – лицо публичное. Он призван жить открыто?
– А что скрывать? Нет секретов в деревне у нас!
– А коллектив? Хор?
– Это сила. Один ничего не вылепишь. Не обязательно обожать друг друга в жизни, но сцена проводит грань, за которой исполнитель – партнёр. Выходя на сцену, человек может поведать людям больше, чем сказать на самом деле, если он понимает, о чём поёт.
– Когда «Сибиряночка» выступала в Тюмени на международном конкурсе, как Вы напутствовали вокалистов, что советовали?
– Я сказал: «Хотите понравиться, добавьте уверенности в себе. И только спокойствие! Полный комплекс распевок – и неспешным шагом на сцену».
Продолжение читайте на страницах "Призыва".