Медиакарта
22:42 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Докладываю, товарищ Сталин...

К 110-й годовщине со дня рождения выдающегося чекиста Павла Фитина и к столетнему юбилею органов госбезопасности приурочен документальный фильм тюменских журналистов «Докладываю, товарищ Сталин…».

Примечательно, что одними из первых в области его увидели ялуторовчане, хотя до сих пор не стихают споры о некоторых деталях дочекистской биографии руководителя советской разведки в предвоенную пору и в годы Великой Отечественной войны. Создатели фильма, взяв за основу версию писателя Александра Бондаренко из книги «Фитин», изданной в серии «ЖЗЛ», очень осторожно прокомментировали связь генерала с ялуторовской землей, хотя у наших краеведов никаких сомнений нет: Павел Михайлович родился 28 декабря 1907 года в деревне Ожогино Шатровской волости Ялуторовского уезда, с 1922 по 1926 гг. учился в школе второй ступени в Ялуторовске, где и вступил в комсомол. Этим фактам, подтвержденным архивными данными, посвящена мемориальная доска на фасаде здания православной гимназии (именно здесь получил среднее образование крестьянский парень).

Под грифом «Секретно»

Скорее всего, по этой же причине в фильме не отражена роль Союза ветеранов госбезопасности Тюменской области и Ялуторовского музейного комплекса в исследовании отдельных страниц из послужного списка Фитина. Впрочем, вряд ли мы можем говорить о полной ясности в биографии руководителя - невидимого фронта, поскольку даже сегодня исследователям недоступны многие материалы, связанные с его жизнью под грифом «Секретно».

Но я забежал вперед – во мне заговорил историк. Фильм пришел к зрителям, и это уже событие! Не часто нас балуют подобными работами, основанными на документах.

Летопись в кадре

 За преданность жанру документального кино авторскую группу глава города Вячеслав Смелик на презентации в МСДЦ поблагодарил:

- Уверен, этот фильм станет хорошим источником сведений о неизвестных страницах в истории нашей страны и сыграет свою роль в патриотическом воспитании, подобно предыдущей ленте тюменских телевизионщиков «Страсти по Савве».

Действительно, неискушенный зритель может почерпнуть из этой работы много нового, не известного широкой аудитории. Съемочная группа встречалась с сыном Фитина – Владимиром, ветеранами из Екатеринбурга, Кургана, Москвы, побывала в деревне Ожогиной (ныне - Курганская область), где сохранился памятник жертвам кулацко-эсеровского мятежа, на котором две фамилии «Фитин» (родственники чекиста или однофамильцы?). Будущий руководитель советской разведки едва не погиб во время крестьянского восстания: арестованный он просидел несколько дней в амбаре в ожидании расстрела. Фитины были в числе основателей коммуны «Звезда». Потом, после учебы в Ялуторовске и рабфака в Тюмени, активный комсомолец поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и получил диплом инженера-конструктора сельхозмашин и должность в книжном издательстве. Но ненадолго. По партийному набору молодого специалиста направили в органы госбезопасности, обескровленные в годы большого террора, где он сделал оглушительную карьеру: в возрасте 32 лет стал начальником I Управления НКГБ СССР, а попросту – Службы внешней разведки и практически заново воссоздал сеть заграничных резидентур. Дважды сам в предвоенные годы совершил законспирированные поездки в Германию (1940 г.) и Турцию (1941 г.). Благодаря Фитину высшее руководство нашей страны получало сведения от информаторов, работавших в министерстве авиации и гестапо фашистской Германии, от «Кембриджской пятерки» и из других источников. Агенты под кличками «Старшина», «Корсиканец», «Монах» предупреждали о грядущей опасности. 

На пороге войны

Одним из самых драматичных дней в своей жизни Фитин называл 17 июня 1941 года, когда лично докладывал Сталину о скором нападении гитлеровской Германии на СССР и не знал, выйдет ли из кабинета вождя свободно или в сопровождении конвоя. Вполне вероятно, если бы война не началась 22 июня, то его могли бы сместить с должности и расстрелять, как провокатора. Дело в том, что по линии разведки поступала самая противоречивая информация: называлось девять различных дат начала войны. Немецкая сторона активно занималась дезинформацией. И молодому руководителю надлежало в этом потоке выделить главное. Цена ошибки была велика. Показав себя блестящим аналитиком, Фитин точно определил в своем докладе дату начала войны. Однако Сталин его не услышал.

Огромная заслуга нашего земляка и в создании ядерного щита СССР. Именно Фитин, получив в сентябре 1941 года донесение о начале разработки супероружия, незамедлительно проинформировал об этом высшее руководство страны, и уже в 1942 году была создана секретная лаборатория №2 во главе с Игорем Курчатовым. Очень ценные сведения, способствующие ускорению атомного проекта, поступали от резидентов советской разведки. Испытав в 1949 году атомную бомбу, Советский Союз покончил с монополией США в этой сфере.

Но Фитин, к сожалению, к этому времени попал в опалу. Его чекистская карьера пошла по убывающей: Свердловск, Казахстан, увольнение из органов по служебному несоответствию после смерти Сталина и ареста Берии. Очень сильно Павел Михайлович переживал разрыв с женой – прославленной конькобежкой Риммой Жуковой. Последняя его должность – директор фотокомбината в Москве.

Герой без звания

Фитина не стало 24 декабря 1973 года, и он не успел посмотреть знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны», где роль начальника советской разведки играл еще один прославленный сибиряк – актер Петр Чернов из Томска. Вот тогда-то и всплыл один из служебных псевдонимов Фитина – Алекс. Известны теперь и другие – Старик, Виктор.

...Перед нами проплывают кадры установки Фитину памятника в Москве, на Остоженке, звучит речь его сегодняшнего преемника – Сергея Нарышкина. С большим опозданием началась реабилитация чекиста. Всем участникам атомного проекта, многим из тех легендарных разведчиков, которыми руководил Фитин, присвоено звание Героя. А вот многочисленные ходатайства курганцев, тюменцев, екатеринбуржцев и ялуторовчан пока не могут достучаться до высшего руководства страны. Всему свое время.

Говоря об этом, ветераны ФСБ Александр Иванов (кстати, наш земляк, ялуторовчанин) и Злата Тихонова выразили уверенность, что досадная несправедливость будет исправлена, ведь они продолжают бороться за полную реабилитацию Фитина.

Автор: Павел БЕЛОГЛАЗОВ