Медиакарта
7:43 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из истории родной стороны…...

09:41 | 01 февраля 2018

Не так давно мы уже публиковали исследования нашего земляка Алексея Яковлева об Армизонском районе – его жителях, населенных пунктах и времени их возникновения… И сегодня представляем его новую работу.

В одной из статей, посвященных истории нашего края, уже упоминалось, что в 1802 году в селе Армизонском прошло освящение церкви, и в ней начались службы. Одной из обязанностей священников в то время было недопущение распространения раскола и так называемые «увещевания» старообрядцев, коих в Сибири было немало. Были они и в Армизонской волости… В Тобольском архиве сохранились дела, касающиеся нескольких историй, участниками которых были местные староверы. О них и пойдет речь…. Но вначале хотелось бы рассказать - кто такие старообрядцы, и откуда они появились.

В 50-е годы XVII века началась церковная реформа патриарха Никона, цель которой - уподобить русскую церковную практику греческой. Были внесены исправления почти во все сферы религиозной жизни - книги, обряды, церковные чины. Так, например, вместо двоеперстного крестного знамения было введено троеперстие, в книгах, вместо «Исус» стало писаться «Иисус», а крестные ходы вокруг храмов стали делать против солнца, а не «посолонь», как прежде.
Реформаторская деятельность Никона встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства и некоторых представителей знати. Патриарху указывали на отступление от решений стоглавового собора 1551 года и на самочинность таких действий. Но, чувствуя поддержку царя Алексея Михайловича, Никон был непреклонен. Вскоре многие противники реформ были лишены санов и отправлены в ссылку. Через несколько лет некоторые из них были казнены…
Для поддержки реформ в 1654 году был созван поместный собор Московской церкви, который утвердил решение исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными.
В 1656 году на очередном соборе всех крестящихся двумя перстами объявили еретиками и предали анафеме. Не смотря на это, многие священники и миряне не принимали нововведений. Службы в некоторых церквях велись по старым обычаям, открыто шли проповеди против реформ.
Царь Алексей Михайлович в 1665 году писал иерусалимскому патриарху Нектарию: „у нас весь церковный чин в несогласии, в церквах служит всяк по своему».
В такой обстановке прошли соборы 1666-1667 годов, на которых анафеме подвергли не только крестящихся двоеперстно, но и всех придерживающихся старых обрядов. Кроме того, на соборе потребовали от царя “наказать злочестивых и градским законом, и казнить их разным томлением и различными муками”.
Началось жестокое преследование всех придерживающихся старой веры, и особенно проповедников, склоняющих к расколу. Уличенных в этом «увещевали» различными методами, а самых упрямых пытали и сжигали заживо. Так в 1666 году в лесах нынешней Владимирской области был пойман  «богомерзкий чернец Вавилко». Обвиненный в распространении раскола, после проведенных допросов с пытками он был сожжен. В 1672 году в Муроме сожгли старообрядца старца Трофима, «который Троицы Сергиева монастыря крестьян учил к церкви божии не ходить и у священников не благославлятца и сам в церковь божию не ходил».  В 1675 году 7 мужчин и 7 женщин были сожжены в Хлынове (Вятка) за то, что они «восточной апостольской церкви не повинуются». Изначально осужденных было в два раза больше, но «из тех раскольников с пытки чернец да 12 человек женского полу от церковного роскола престали и к церкви божии приходят», ещё два старовера не выдержали пыток и умерли до казни.
1676-м годом датируется первое известное сожжение в Сибири. Сибирский летописный свод так описывает это событие: «февраля в 19 день пришёл государской указ … о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено расспрашивать и приводить трикратно. И буде не повинятся, и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось. А которые объявятся в молодых летах, и тех людей поневоле приводить и бить, и наказание им чинить, и буде не обратятся велено потому же жечь. И февраля в 28 день сожжены в срубе поп Степан, да дьякон Феодот, да старец Никон». 
В результате таких жестоких мер многие из раскольников возвращались в лоно официальной церкви, впрочем, часто продолжая тайно следовать старым традициям. Другие уходили в леса и образовывали скиты. Большая часть староверов бежала на Дон и за Урал. Были и такие, которые предпочли умереть. Уже с 1666 года регулярными становятся сведения о самосожжениях. Так «малый» Сенька в 1666 году докладывал нижегородскому воеводе, что «в Нижегородском уезде чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях, зажгли их и сгорели». В марте того же года некто Зубов писал из Вологды в Москву: «Четыре человека, нанося в избу сена и склав и запершись, и изнутри зажгли сами и сгорели; да семь человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле и сели в дехтярном срубе, и зажгли сами, и в том срубе сгорели». Часто поводом к таким трагическим событиям служил приход правительственных военных отрядов и перспектива пыток и казни, в случае отказа принять новые обряды.
Вероятно, первые самосожжения, или, как тогда говорили, - «гари», часто были стихийными и не носили массовый характер. Но вскоре этот изуверский способ самоубийства стал проповедоваться многими расколоучителями. Лишение себя жизни старообрядцами они трактовали, как добровольную мученическую смерть, а второе «огненное» крещение было для них единственным способом соблюсти веру при наступлении царства антихриста. В итоге самосожжения стали повсеместными и многочисленными. Так в 1672 году на территории нынешней Нижегородской области произошёл случай самосожжения, в результате которого сгорело «тысячи с две» старообрядцев. В том же году в Пошехонском уезде, близ Ярославля, сожглись 1920 человек. В 1679 году, в ночь на 6 января, по уговору тюменского попа Дометиана, в иночестве Даниила произошло самосожжение в Тобольском уезде на речке Березовке; вместе с ним сгорело 1700 человек. По некоторым подсчетам в период с 1767 по 1685 год погибло около 20 000 человек.
В такой обстановке в 1682 году проходит большой церковный собор, который попросил у царя разрешения “отсылать к градскому суду” раскольников, а на воевод, их чиновников и на землевладельцев возложить обязанность разыскивать скрывающихся раскольников для дальнейшего суда над ними.
В 1685 году принимается закон, известный как «Двенадцать статей» царевны Софьи, правящей в то время. В нем были определены различные степени наказания для «расколщиков» и их пособников: от сожжения в срубах до лишения имущества. Так в первой статье говорилось: «Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают…и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.»
Однако, не смотря на все принятые меры, раскольническое движение продолжалось, а случаи самосожжения только участились. В 1687 году в Олонецком крае Карелии сгорело более тысячи человек с неким Пименом во главе. В том же году в Палеостровском монастыре, в северной части Онежского озера, сожглись инок Игнатий Соловецкий и 2700 раскольников. 24 октября 1687 года произошло массовое самосожжение в Тюменском уезде, в котором погибло около 300 человек. В том же году в Верхотурском уезде сожглись около 100 человек. В 1688 году в Тобольском уезде добровольно сожгли себя около 50 человек.
«Двенадцать статей» царевны Софьи были отменены спустя 30 лет, уже при Петре I. В 1716 году он издал ««Указ … о хождении на исповедь повсягодно, о штрафе за неисполнение сего правила и о положении на раскольников двойного оклада». Этот указ позволял раскольникам проживать легально, при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». Именно после этого староверов в народе начали называть «двоеданами». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Не исповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За «совращение» же в раскол, как и раньше, полагалась смертная казнь.
В 1722 году издается от имени Синода Закон «О распоряжениях по обращению раскольников к православной церкве», в котором говорилось, что детей у раскольников надо крестить насильно в новообрядческих церквах, а родителям запрещалось своих детей учить двоеперстию под страхом жестокого наказания. Старообрядцы, которые повиновались во всем церкви, но при этом крестились двумя перстами, считались вне церкви — раскольниками. Кроме того, свидетельства староверов приравнивались к свидетельствам еретиков и не принимались в судах. В начале 1720-х годов во время первой переписи, было решено провести массовую запись раскольников в двойной оклад. Но старообрядцы, особенно в Сибири, не торопились официально записываться в раскол. Связано это было не только с экономическим вопросом - согласие уплачивать двойной оклад рассматривалось многими из них, как подчинение силам антихриста и помощь им. Протест против записи в двойной оклад вылился во вторую волну массовых самосожжений. В период с осени 1722 года по весну 1724 года в Зауралье произошли следующие самосожжения: в деревне Зырянской Тюменского дистрикта, в деревне Коркиной на Ишиме, в Ировской деревни Абацкой слободы, в 1723 году в деревне Камышевской на Исети сгорело около 70 человек, в конце того же года на реке Пышма - около 200 человек, в марте 1724 года так же на Пышме сгорело 145 человек.
Обратная ситуация сложилась во время второй ревизии в 1740-х годах. В указе от 31 августа 1744 года предписывалось: «всем раскольникам объявить, чтоб они, при той переписи, объявляли всех, как мужеск, так и женск пол, всякаго звания, до самаго ссущаго младенца, не тая отнюдь ни кого…». Таким образом, было разрешено записывать в раскольники практически всех желающих, что было воспринято старообрядцами как объявление свободы вероисповедания. Крестьяне стали массово записываться в раскол, причем - целыми семьями и дворами. Были и такие случаи, когда какой-нибудь крестьянин вносил в список раскольников жителей нескольких соседних домов.
Надо сказать, что в то время в селениях Сибири не было четкой грани между старообрядцами и православными. Многие крестьяне, не замеченные в расколе, крестились двуперстно; старообрядцы же посещали православные храмы, принимали в своих домах священников и крестили детей по православному обряду. Поэтому часто мотивом записи были не религиозные убеждения, а «…в том рассуждении, чтобы нас от… двоеперсного крестного сложения (коим от рождения своего крестимся) не обратили и бороды у нас брить не стали». Так или иначе в раскол записалось более 10 000 сибиряков. Церковь с такими итогами переписи согласиться не могла. В 1745 году Тобольская консистория принимает указ об увещевании всех вновь записавшихся в раскол. Процедура подразумевала арест упорствующих, отправку их в Тобольск и следствие об обстоятельствах «совращения», с последующим наказанием светскими властями. В 1750 году вышел указ Сената, подтверждающий это право. После этого началось массовое следствие о записавшихся в раскол и их возвращение в лоно официальной церкви. Так в 1751 году Ишимское духовное правление сообщало, что удалось обратить 35 старообрядцев, а 29 категорически отказавшихся пришлось отправить в Тобольск. В том же году архимандрит Далматова монастыря рапортовал о том, что только в течение апреля им было обращено 57 шадринских крестьян. Такая активная деятельность привела к сопротивлению старообрядцев. Как и в предыдущие годы, они ответили массовыми самосожжениями. В октябре 1750 года сгорел 61 крестьян Тугулымского прихода. В тот же месяц в деревне Смолиной Буткинской слободы погибло 64 человека; 10 декабря в деревне Бурмистровой Орлова Городища (нынешний Викуловский район) - 30 человек; в ночь на 8 февраля 1751 года сожглись 68 жителей Куртамышского прихода; 15 февраля 1751 года при Куртамышской слободе в деревне Коновалово состоялось ещё одно самосожжение, в котором погибло 72 человека. В марте 1751 было три гари Тюменского узда в деревнях - Гусевой, Гилевой и Кулижной. 12 апреля в деревне Березовой – 33 человека. Летом 1752 года в Краснослободском дистрикте в деревне Пуртовой сгорело 14 человек.  23 июля 1753 еще одна гарь – близь деревни Лучинкиной сожглись более 200 человек. В том же году вышло распоряжение впредь не арестовывать старообрядцев по делам об их записи в раскол.
Наконец, спустя 100 лет после начала реформ Никона, государство признало, что насилием невозможно решить проблему старообрядцев. В краткое царствование Петра III сенатским указом от 1 февраля 1762 года предписывалось немедленно прекратить все следственные дела в отношении старообрядцев «и содержащихся под караулом тотчас в домы распустить и впредь никого не забирать». Взошедшая на престол в том же году Екатерина II продолжила смягчение законодательства в отношении старообрядцев. Во время ее правления, в 1762 году, всем старообрядцам, бежавшим за границу, было разрешено вернуться в Россию и селиться особыми слободами, причем они должны были быть записаны в двойной оклад, но с освобождением от всяких податей и работ на шесть лет. В 1763 году была упразднена раскольничья контора. В 1764 г. староверы освобождались от ношения специального платья и бритья бород. В 1769 г. старообрядцы получили право выступать свидетелями на суде. В 1782 году отменена двойная подать. Начиная с 1783 года, запрещалось употребление слова «раскольник» в официальных документах и частных беседах. В 1785 г. всем старообрядцам вернули право проживать там, где они пожелают, и избираться на общественные должности. Однако при этом указы, изданные в 1768 и 1778 гг., запрещали староверам строить церкви и часовни, иметь на них колокола. Ситуация с церквями изменилась во время царствования сына Екатерины – Павла. 27 октября 1800 года он утвердил предложенные на рассмотрение Синода пункты о единоверии. На условиях подчинения официальной церкви старообрядцам разрешалось иметь церкви и священников, которые вели службы согласно старым традициям. Такие церкви стали называться единоверческими, а их прихожане – единоверцами. В январе 1801 года были отменены штрафы за небытие на исповеди, которые отныне они заменялись епитимией: это мог быть длительный пост, продолжительная молитва, милостыня нуждающимся и т.д.
Именно при исполнении этого указа и случился первый конфликт между священниками и старообрядцами. Суть конфликта была в следующем…

(Продолжение следует…)