Медиакарта
6:30 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Широка душой и открыта

10:54 | 01 марта 2018

С золотым юбилеем. В стенах Полуяновской школы уже полвека учат разумному, доброму, вечному

50 лет для истории – всего лишь миг. Но для педагогов и учеников Полуяновской школы, которая отпраздновала полвека, – это целая жизнь. Юбилей полуяновцев – важный жизненный рубеж, дающий возможность вспомнить добрым словом тех, кто внёс и вносит значительный вклад в общее дело, кто стал гордостью и примером для последующих поколений учащихся. Это возможность рассказать об успехах и победах, о том, чем живёт сегодняшняя школьная семья, о том, что ещё предстоит сделать.

Из начальной в восьмилетнюю. В 20-х годах прошлого столетия в здешних населённых пунктах активно боролись с ликвидацией неграмотности. В краеведческом музее, который находится в стенах школы, сохранился любопытный архивный документ – список неграмотного населения до 30 лет, составленный в 1925 году. В деревне Волковой таковых насчитывалось 60 человек, Шамше – 44, чуть меньше – 43 – в Полуяновой, Крушинской – 27 и 68 – в Байгаре. Озабоченные такой ситуацией власти приняли решение усилить культурно-просветительную работу среди населения. 10 сентября 1926 года в Шамше был создан ликбезпункт национальных меньшинств для татар. Для каждого ученика был прислан учебник, всего их получили 13.

В последующие десятилетия начальные школы повсеместно стали открываться в Полуяновой, Байгаре, Мостовой, Шамше. Для учеников Шамшинской школы признанным авторитетом и примером были их учителя-наставники Джамиля Ганиевна Айтнякова, Камиля Якубовна Каримова, Раукия Хутчатовна Якубова и другие. Просуществовав до середины 60-х годов, начальные школы попали под реорганизацию. В 1966 году по решению правления колхоза «Победа» в Полуяновой был заложен фундамент под строительство семилетней школы, которая должна была объединить действующие в соседних населённых пунктах «началки». Начало закладки нового храма знаний совпало с открытием в Полуяновой памятника В.И. Ленину. В музее сохранилась фотография с этого торжественного момента.

В 1968 году школа-новостройка распахнула свои двери перед учениками и педагогами. Первым директором была назначена Елена Ключарёва. Через год руководство школой принял Николай Змановский. Его усилиями рос, набирался опыта педагогический коллектив. Своей инициативой, трудолюбием, любовью к детям он создавал славу и гордость школы. Высокое чувство долга, ответственность, обширные знания, кристальная честность и принципиальность обеспечили ему глубокое уважение и заслуженный авторитет.

В 1973 году на смену Змановскому пришёл Николай Надеин, который руководил коллективом до 1979 года. Это было время введения кабинетной системы, новаторских идей. В те годы Полуяновская школа была известна на весь район своими трудовыми традициями. Опытом полуяновцев, которые занялись подсобным хозяйством, выращивали до нескольких тысяч голов птицы, заинтересовались даже в области. В 1969 году в школе была построена своя теплица. А через год создана первая ученическая производственная бригада. С 1979 года члены УПБ проживали в стационарном пришкольном лагере. Ученикам тех лет никогда не забыть дни и ночи, проведённые там! По воспоминаниям выпускницы 1983 года Алферы Карымовой, не хотелось возвращаться домой. Труд на пришкольном участке не только сплотил ребят, но научил работать на совесть, быть ответственным. За трудовые достижения ученические бригады неоднократно награждались путёвками и успели побывать на экскурсиях во многих городах страны.

В 1980 году директором школы стал Константин Маслов, профессионал, увлечённый педагог. Спустя пять лет его сменила Татьяна Волкова, которая руководила педагогическим коллективом до 1991 года. Школа стала судьбой и для Валентины Надеиной, которая возглавила Полуяновскую среднюю школу после неё и отдала должности руководителя около 15 лет. Бразды правления она передала в надёжные руки – около пяти лет занимала директорское кресло Ирина Печёркина, бывшая выпускница. Приближается к десятку директорский стаж нынешнего руководителя образовательного учреждения Ирины Стариковой.

С теплотой вспоминает она о своих предшественниках, тех, кто создавал историю школы. Щедры были и отзывчивы сердца педагогов, вместившие в себя и радость, и боль своих учеников. Многие сейчас на заслуженном отдыхе, но школа была и остаётся для всех родным домом. С ней они делят праздники и будни. Иных уже нет, но они остались в памяти своих учеников. Пусть будут благословенны их имена!

Традициям жить. Те добрые традиции, которые появились в самом начале большого пути, живы и сегодня. Нынешние педагоги отдают частицу своего сердца, накопленные знания своим неугомонным беспокойным питомцам, внедряют новые программы, творят, выдумывают, участвуют в районных, региональных, всероссийских конкурсах, уверенно ведут за собой детей. Как и их предшественники, они уверены: каждый ребёнок талантлив, нужно только зажечь в нём искорку познания.

Когда-то полуяновские ребятишки были постоянными участниками существовавшего в районе слёта хорошистов. Сегодня они продолжают эту добрую традицию, участвуя на районных и областных предметных олимпиадах. Совсем недавно девятиклассник Азат Камалетдинов и ученица 10 класса, отличница Розалия Карымова выступали на региональном этапе всероссийских предметных олимпиад, где показали свои знания по обществознанию и физкультуре.

Спорт по-прежнему для полуяновских ребятишек не просто увлечение. Награды ребят свидетельствуют о победах и достижениях юных спортсменов, которые благодаря здоровому образу жизни учатся преодолевать трудности, идти ступень за ступенью вверх и уже просто не представляют жизни без физической культуры. Уверенно держат планку школьные баскетболистки, которые уже несколько сезонов составляют конкуренцию сильнейшим командам города Тобольска и зоны. Впрочем, на занятия сюда в вечернее время приходят и родители, те, кто в годы школьной юности защищал честь школы и кого спорт до сих пор не отпускает.

Не менее активны юные полуяновцы и в творческих конкурсах. Здесь любят петь, танцевать, мастерить поделки, выдумывать, воплощать самые неожиданные идеи.

Патриотическое воспитание с первых лет становления школы остаётся одним из важнейших направлений. Большую работу проводили тимуровские отряды. Сегодняшние мальчишки и девчонки во многом похожи на своих предшественников. Воспитанию мужества, любви к Родине, патриотизму учатся во время традиционных конкурсов школьных «Витязей», на встречах с выпускниками, отслужившими в российской армии, экскурсиях в краеведческий музей, встречах с ветеранами войны и труда и т.д.

Особая гордость школы – её выпускники. Каждый из них нашёл свой путь в жизни. Кто-то стал учителем и вернулся в родные стены. Есть среди них врачи, юристы, строители, бизнесмены. Все они трудятся в разных уголках страны, но для всех в огромном сердце школы всегда есть место.

Самое главное в школе, по мнению юбиляров, её душа. Это тот самый дух, который формируется коллективом учителей, учеников и родителей. Годы будут неумолимо отсчитывать время, а школа будет оставаться молодой. Потому что каждый год эти стены наполняются новыми звонкими голосами. И как прежде, она остаётся для каждого поколения, переступающего её порог, храмом знаний, где закладываются основы знаний, мудрости и доброты.

Роза Аюпова, ветеран педагогического труда Полуяновской школы:

– Нам, выпускникам Шамшинской начальной школы, очень повезло. В 5 класс мы должны были поехать учиться в Епанчинскую школу. Но в 1968 году открывается восьмилетняя школа в Полуяновой. И ура, мы остаёмся дома!

Что осталось в памяти из далёкого детства? Пионерские сборы, операции по сбору макулатуры, золы. Мы учились в 6 классе, когда в школе было создано подсобное хозяйство. В нём мы выращивали утят, представляете, более 4 тысяч штук! Трудностей не боялись, потому что помогали взрослым, работа захватывала, уже тогда мы осознавали ответственность, потому что нам доверили большое дело. На заработанные средства школьники часто ездили на экскурсии, побывали в Свердловске, Ленинграде и других местах.

Школа, учителя (спасибо уважаемой Валентине Ивановне Грязновой) во многом помогли определить мой жизненный выбор. Я стала учителем математики. После окончания пединститута в 1978 году вернулась в родной коллектив и больше 40 лет учила ребятишек. Проводила в жизнь несколько выпусков. Школа стала для меня семьёй, а выпускники – моими детьми.

Альфера Карымова, выпускница 1983 г.:

Тёплым словом всегда вспоминаю моих добрых школьных наставников – педагогов Камилю Якубовну Карымову, Ракию Хутчатовну Якубову и всех-всех педагогов Полуяновской средней школы, которые учили нас жизни, пестовали, мудро опекали, делились накопленными знаниями, учили трудолюбию, доброте, уважению к старшим. Никогда не забыть учителя русского языка Зухру Кабурову, которая ставила нам больщущие пятёрки. Интересно было на уроках истории Татьяны Ивановны Пермитиной. Физику мы любили во многом благодаря учителю Сабирчану Мухаметовичу Тляушеву, он умел пробудить интерес к этому предмету. Спорт всегда занимал в нашей жизни особое место. С ним дружу до сих пор, ходим в спортивную секцию вдвоём с дочерью.

Любовь к малой родине, уважение к людям труда – всё это закладывалось в нас ещё со школьных лет. Большинство выпускников связывали жизненные планы с родной землёй. Получив профессию бухгалтера, я отработала 15 лет в колхозе. Сейчас тружусь в охранном предприятии. Моё рабочее место – в родной школе. Радуюсь, наблюдая, как хорошеет, меняется с каждым днём родная школа. У сегодняшних детей столько возможностей добывать знания, расширять свой кругозор.

Автор: Клара КУТУМОВА, Тимур КАРЫМОВ (фото)