Балтийский научно-инженерный конкурс – одно из самых крупных научных соревнований для школьников в России. Ишимские школьники второй раз приняли участие в этом масштабном мероприятии. И вновь получили признание.
Задача участников конкурса – защитить свой проект, доказав, что он не только содержит элемент научного открытия, но и имеет практическую значимость. Тем самым юные исследователи учатся строить как научную, так и бизнес-карьеру. Оценивают старания юных гениев инженерной мысли доктора и кандидаты наук, преподаватели ведущих вузов страны, а также представители крупнейших компаний и предприятий.
В этом году шесть учеников школы № 8 штурмовали вершины Балтийского научно-инженерного форума в секциях робототехники, техники, химии, информационных технологий.
У одиннадцатиклассника Михаила Пачганова необычный рюкзак – такого точно больше нет ни у кого. На его поверхности закреплена модель портативной солнечной батареи. Пока выпускник идёт по улице, батарея накапливает солнечную энергию, даже в пасмурные дни. Поэтому Михаил не опасается, что мобильный телефон может разрядиться в самый неподходящий момент, – с помощью собранного им альтернативного источника энергии устройство полностью заряжается за три часа. И не надо искать розетку.
– Солнечную батарею собрал из компонентов, вышедших из строя: диодов, транзисторов, литиевых аккумуляторов от старого ноутбука. Единственное, что пришлось купить, – провода и USB-выход. Так что себестоимость прибора – 100 руб- лей. А заряжать от него можно любое устройство, – рассказал Михаил.
Помогали юному изобретателю научные руководители – учитель физики Татьяна Петровна Пачганова и программист Валерий Александрович Дюков. На конкурсе в Санкт-Петербурге прибор Михаила Пачганова не имел аналогов и был высоко оценён жюри, но призового места школьник не занял. Впрочем, его это не огорчает. «Собираюсь поступать в высшее военное училище, мечтаю стать десантником», – признался юноша. Что ж, и десантнику могут пригодиться инженерные навыки.
Ученик 10 класса Рудик Акопян представил на конкурсе модернизированную модель робота-манипулятора на базе Arduino для удалённой работы с химическими веществами. Задача устройства – заменить человека в местах, где приходится работать с опасными веществами. «Первая модель могла собирать только жидкости, обновлённая работает и с твёрдыми образцами. Также увеличили дорожный просвет с 2 до 5 см и перевели с танковой основы на колёсную, с помощью IT-лаборатории изменили программу управления. На конкурсе было большое количество похожих моделей, но у каждой – свои особенности. У моей – увеличенный манипулятор и упрощённая база», – сообщил школьник. От судей ишимский конструктор роботов получил одобрительные отзывы и много полезных советов. По словам Рудика, он продолжит совершенствовать свою модель, в планах – перевести видеокамеры с плоского изображения на 120-градусное, а изображение – с экрана на специальные очки.
Девятиклассник Владислав Баранов выступил в секции «Информатика» с программным модулем «Распознавание недревесной растительности на базе нейронных сетей». Это одно из направлений командного проекта «Комплес биолога», который он начинал вместе с другими воспитанниками IT-лаборатории под руководством учителя информатики Олега Леонидовича Цвырко. При участии Влада была создана мультиплатформенная программа, которая поддерживает несколько операционных систем: Android, Windows и iOS. Чтобы пользователь программы, выйдя в поле и сфотографировав то или иное растение, мог получить информацию о нём, был проделан колоссальный труд. Сейчас к нему подключаются новые ученики IT-лаборатории, они будут заниматься мониторингом лесостепной зоны, оцифровкой данных.
– Сложность проекта в том, что используются клиент-серверная архитектура и нейронные сети. Эти знания преподаются не в школе и даже не в каждом вузе. Но я собираюсь стать программистом, поэтому выхожу как можно дальше за школьные рамки, пробую сложные вещи, – объясняет Владислав.
Своим выступлением на конкурсе юный программист остался доволен, и хотя в этот раз не стал призёром, но проникся атмосферой науки и изобретательства и нашёл единомышленников среди других участников.
Выпускник Владимир Яковлев представил модель аппарата озонирования воздуха для дезинфекции помещений. Устройство вырабатывает из кислорода озон, уничтожающий бактерии. В период инфекционных заболеваний, включив такой аппарат на 3-4 часа, можно снизить риск заболеваемости на 60-70 %. Это доказали опыты, проведённые юным исследователем в химической лаборатории.
Впервые приняв участие в Балтийском научно-инженерном конкурсе, Владимир сразу стал лауреатом премии молодёжного жюри. И, что не менее ценно, получил дальнейшие советы для работы над проектом. Например, рассматривать устройство с точки зрения синтеза не только озона, но и отрицательных ионов, тоже обладающих антимикробным эффектом. А также дезинфицировать кроме воздуха воду – это более безопасный способ, чем использование хлора. «Может, продолжу работу над проектом в институте, собираюсь поступать на факультет «биоинженерия и биотехнологии», – говорит выпускник.
Не новички и уже двукратные призёры Балтийского конкурса – десятиклассники Артём Старокоров и Анастасия Менг. В этом году оба презентовали новые проекты. Настя Менг вместе с двумя соавторами из других регионов представила исследование «Безопасное компактное хранение и транспортировка водородного топлива». Над проектом ребята вместе работали на научной смене в «Сириусе» и продолжили разработку темы уже заочно, разъехавшись по родным городам. Вновь встретились на конкурсе в Санкт-Петербурге и стали лауреатами премии учительского жюри.
Артём Старокоров в сентябре начал новый проект в области химии – «Комплекс по использованию автомобильных покрышек для получения нефтяного сорбента и его дальнейшей утилизации».
– Мы брали различные виды резины: автомобильные покрышки, камеру от шины, шланги, – перерабатывали всё это в резиновую крошку ножом и кофемолкой. Затем с помощью получившейся крошки собирали нефть с водной поверхности, после высушивания в ней оставались битумные фракции. Разработали теорию: если добавлять такую крошку в асфальт, это даёт ему пластичность, прочность и морозоустойчивость. Но на практике пока не применили – полевые испытания нам только предстоят, – сообщил Артём.
Жюри высоко оценило проект ишимского школьника не только с точки зрения экологии – такой способ ликвидации разливов нефти известен давно, но и как экономически выгодный. Именно практический подход и польза приветствуются на подобных конкурсах. Предложенное Артёмом решение позволяет решить проблему утилизации сорбента и на 10 % снизить себестоимость асфальта, улучшив при этом его свойства. За идею утилизации нефтяного сорбента Артём Старокоров признан лауреатом учительского жюри и дипломантом III степени научного жюри.
– В финал Балтийского научно-инженерного конкурса прошли 450 исследовательских работ школьников со всей страны, в том числе 9 – из Ишима. Я считаю, это достойный результат. К тому же наши ребята показывают качественный рост: в прошлом году у нас было два призёра, нынче – три. В школе № 8 открыты три научных лаборатории – Роболаб, IT-лаб и Химлаб, разработки воспитанников мы стараемся представлять на региональном и российском уровнях. Следует отметить, что наших юных исследователей уже знают и отличают, их будут рады видеть многие вузы России. А это – лучший комплимент педагогам, работающим с одарёнными детьми, – отметил заместитель директора МАОУ СОШ № 8 Евгений Фёдоров.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.