Медиакарта
20:58 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дверь в неведомые дали

В начале ХХ века бурное железнодорожное строительство пришло наконец и в Заводо­уковскую волость. В сосновом лесу вырос вокзал, который более века встречает и провожает в дальнюю дорогу гостей нашего края и земляков.

В кругах, продвигающих проект новой железной дороги, разгорелась оживлённая дискуссия по поводу того, куда её вообще прокладывать. И наше село ни в одном из предлагаемых направлений даже не упоминалось. Магистраль должна была обойти не только Заводоуковск, но и уездный Ялуторовск. Конечно, местные купцы не хотели оставаться в стороне от такой эпохальной стройки и со­здали инициативную группу, которую возглавил Кирьяк Колмаков, первый наш земляк, получивший высшее образование.

Старожилы Заводо­уковска уверены, что Кирьяк Степанович добился пересмотра плана строительства с помощью взятки. Даже сумму приводят – 5 000 рублей золотом. Так ли это было – трудно сказать. Но вот в финансировании разработки нового проекта и прокладки трассы железной дороги ялуторовские купцы точно участвовали.

22 июня 1909 года был принят закон о строительстве Тюмень-Омской железной дороги через Ялуторовск. Её протяжённость должна была составлять 532 версты, а бюджет строительства – 32 миллиона рублей.

Этот проект осуществили всего за три года. Внесли в его реализацию свой вклад и наши земляки. Вот как об этом рассказывает хранитель истории деревни Каменка Николай Чуклеев: «В 1911 году в нашем уезде строилась железная дорога… Этот участок дороги с огромной насыпью был поднят за одно лето крестьянами на своих лошадях… Они съезжались с окрестных деревень на заработки... Почему заводоуковцы так охотно и старательно работали? А потому что деньги подрядчик выдавал ежедневно, прямо на месте, а заработки были хорошие».

По сведениям краеведа Сергея Захарова, первый рабочий поезд в Заводо­уковск пришёл 9 мая 1910 года. Тогда же началось и строительство самой станции, ведь все материалы, необходимые для этого, можно было подвезти только по железной дороге. Чтобы не задерживать стройку, через Тобол даже построили временный разводной мост – река-то была судоходная.

По данным Заводоуковского архива, строительство станции закончилось в марте 1913 года. А регулярное движение по Тюмень-Омской железной дороге было открыто 1 ноября. Тогда она рассматривалась исключительно как дублёр основной, южной ветки Транссиба. Через нашу станцию в то время за сутки проходило всего две пары пассажирских поездов.

Для справки. Сегодня на станции Заводоуковской останавливается 15 пар поездов. Пассажиропоток в среднем составляет 340 человек в сутки.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ Фото из фондов музея