Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Районный краеведческий музей «Легенды седого Иртыша» приглашает жителей и гостей Уватского района посетить новые выставки: «Рушник как культурный код» и «Традиционная одежда как зеркало культуры». Коллекцию рушников и одежды предоставил житель села Красный Яр Анатолий Александрович Мальцев.
Как у нас в дому,
Во высоком терему
Много шитых,
Много бранных,
Много белых полотенец.
Не можем мы сейчас похвастаться ни шитыми, ни бранными, ни даже белыми полотенцами. Цветные, штампованные, чаще всего из химического волокна полотенца давно перестали быть главным украшением домов. А ведь когда-то говорили, что дом без полотенец, что семья без детей.
Главным полотенцем в доме был рушник - расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста.
Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от слова «рука», то есть рушник - полотенце для рук. Однако, это не так. Для вытирания рук и лица - «утирка», «стирок» - для посуды, стола, «ширинка», «рукотерка» - небольшой кусок полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником.
Слово рушник имеет корень «руш», «рух», что означает рвать, ломать. То есть рушник - это оторванный кусок ткани, отрез.
На Руси не найти было ни одного дома без рушников. Народная мудрость гласит, рушник - главный оберег человека от рождения до смерти. По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки - о мастерстве и трудолюбии рукодельниц. Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.
При рождении ребенка использовали рушник родильный - на него повитуха принимала дитя, а на крестины - крестильный, на котором несли ребенка в храм и утирали после окунания в купель.
Поминальные рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно - считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем.
Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о подорожных рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом. Подорожный рушник символизировал пожелание легкого пути и скорого возвращения.
Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом - на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники рождественские, троицкие.
Свадебных рушников насчитывается несколько видов. В самой бедной семье в приданое собирали не менее дюжины (12) полотенец, а в семьях зажиточных - до сотни. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу.
Отдельно ткали и вышивали рушник “родительский” или “благословенный“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.
Союзным связывали руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.
Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо). Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “венчальный“, на нем стоят молодые в церкви.
Каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях.
- В моей коллекции около ста рушников, - рассказал А.А. Мальцев. - На выставке представлено 79. Самый старый датируется 19 веком. В каждом рушнике, предметах одежды зашифрован код жизни той мастерицы, которая его создавала.
В нашей семье хранится несколько рушников. Это наследие прабабушек. Коллекционированием занялся как-то случайно. Кто-то дарил рушники за ненадобностью, кто-то просто отдавал, может быть, таким образом, пытаясь продлить им жизнь. Историей и культурой русского народа интересуюсь с детства. Общаясь со старейшими жителями Красного Яра, окрестных деревень стараюсь расспрашивать о быте, одежде, обычаях в прошлые годы. Какие богатства таятся в их уголках памяти!
Обидно, что в нашем районе большое внимание уделяется культуре малочисленных народов, национальностям, приехавшим в наш район в разные годы. Но нельзя забывать о русских. Когда говорят, что русские повлияли на культуру других народов, хочется возразить, что и русская культура тоже видоизменилась. Почти потерялся былой уклад жизни, забываются корни.
Радует, что сейчас идет возрождение традиций, - продолжил Анатолий Александрович. - Правда, в Сибири это не так заметно. В европейской же части страны проходят фестивали, выставки, праздники, посвященные именно русским традициям.
Наверняка, каждый посетитель выставки в тишине музейного зала сможет найти рушник, который есть у него в бабушкином сундуке. Только теперь этот предмет домашнего обихода будет еще ближе и понятнее.
Не менее интересна и выставка «Традиционная одежда как зеркало культуры». Спадница, карситка, порты, панёва, запан - названия не привычные для слуха. Чтобы узнать, какие предметы одежды спрятаны за этими названиями, а также найти отличия между одеждой девушки и женщины, сшитой руками и швейной машиной, необходимо посетить выставки, и осознать, какое наследие мы потеряли.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"