Так устроена человеческая память: сколько бы ни прошло времени, в ней остаются самые важные моменты. Куда бы ни забрасывала жизнь мою односельчанку Раису Ивановну Моисееву, сколько бы дорог ни пришлось прошагать ей, они неизменно возвращали к отчему порогу, в родной Тобольский район. С ним, почтенным юбиляром, связывает её общая судьба, радости, горести и воспоминания, которыми она решила поделиться с читателями газеты. Думаю, что молодому поколению будут интересны некоторые вехи истории района.
Свою пятую дочку, родившуюся апрельским весенним днём за несколько месяцев до войны, уроженцы деревни Коноваловой Ермаковского сельсовета супруги Евдокия Дмитриевна и Иван Семёнович Мишуковы решили назвать Раей. А следом за радостью постучалась в дом беда – война! Малышка лежала в зыбке, когда отец, получив повестку, засобирался в военкомат. Жена не смогла проводить мужа, в город с ним поехала дочка постарше, Валентина. Фотография с тех проводов до сих пор хранится в семейном архиве. Весточек с фронта было немного. А вскоре пришла похоронка, извещавшая, что рядовой Иван Мишуков погиб 10 марта 1942 года. Осталась Евдокия Дмитриевна одна с пятью дочерьми, без кормильца…
Жили, как все, помогая друг другу. Выдержав тяготы и лишения, не скрывали слёз, встречая долгожданный день Победы. Школьная жизнь Раи Мишуковой пошла с начальной Ермаковской школы, её первым учителем была представитель известной в районе педагогической династии Елена Фёдоровна Банди. В пятом классе пришлось учиться уже в деревне Подрезовой, жить в школе-интернате. От Коноваловой до Подрезовой – шесть километров. Считала ли их маленькая ученица, у которой за плечами был мешок, где лежали буханка хлеба, полведра картошки, бутылка молока, немного стряпни, коробочка из-под зубного порошка, сахар, если он был (недельные запасы)? Кто знает… Восьмой и девятый классы девушка оканчивала уже в тобольской школе № 13.
Сёстры подрастали, понемногу определяли свою дорогу в жизни. В десятый класс Раиса не пошла, так как ходить было не в чем. Уехала в Вагай, где жили родные. Там директор Дома культуры Галина Александровна Гусева уговорила её поехать с подружкой по направлению в Воронеж – учиться на киномеханика, сама и отвезла туда. Это был далёкий 1958-й. А спустя год, успешно окончив учёбу, новоиспечённый специалист с дипломом киномеханика вернулась к сестре в Дубровное.
Жизнь входила в колею. Но тоска по маме, родным местам не давала покоя, и Рая вернулась домой. В родной деревне Коноваловой клуба не было. По распоряжению Тобольского районного отдела культуры, которым заведовал тогда Бекшенев, её приняли в Ермаковский клуб. Сколько же силы оказалось в этой 18-летней девчушке, которая с тяжёлой аппаратурой в чемодане исколесила по дорогам и бездорожью, на лошадях, в санях, телеге, тракторе или машине, добираясь к близлежащим населённым пунктам – Подъёмке, Эртигарке, Коноваловой, Подрезовой, Ермаково, Суклёму! И всё ради искусства – кино.
Где только не вывешивался экран для демонстрации фильмов – в клубе, здании школы, сельсовета! В дальних деревнях, где школ и клубов не было, случалось показывать кино в просторных домах сельчан. Иногда приходилось использовать для демонстрации фильмов стены домов на улице. Так люди узнавали о другой жизни, мире кино.
Сейчас кому-то покажется смешной цена тогдашнего билета: для детей пять копеек, для взрослых – 20. Отсутствие сидений, теснота никого не смущали, зрители сидели на скамейках, стульях, кто-то приносил их из дома. Дети обычно устраивались на полу. И эта кочевая жизнь киномеханика продолжалась 14 лет.
– Позже, когда в больших клубах стали появляться стационарные киноустановки, стало немного легче. В распоряжении киномехаников появились отдельные помещения. Кинобанки получали уже по почте, – вспоминает моя собеседница. – Если же нужен был интересный фильм, то ездили в фильмотеку в город. Доставляли кинобанки в деревню и увозили обратно своими силами, регулярно отчитывались за собранные средства.
«Киношная» эпопея Раисы Ивановны закончилась после замужества. Появились дети, и пришлось перейти на работу в совхоз «Новая жизнь». В 1973 году киноустановку принял пришедший из армии и отучившийся в училище Александр Жетиков. Тогда в прокате появились ленты кинохроники, цена билета была 10 рублей. Правда, как и раньше, детям разрешалось приходить не на все сеансы, включая и кинохронику.
Аппаратура постоянно совершенствовалась. К тому же сам Александр Иванович оказался мастером на все руки, монтировал фильмы, используя местный материал. По-прежнему пустых залов во время показа фильмов не было, киномеханика ждали во всех дальних деревнях.
Вспоминаются 60-е годы. В домах деревенских жителей появились первые телевизоры. Но люди всё так же шли в клуб посмотреть чёрно-белое кино, позже появилось и цветное. Киномеханик Александр Жетиков, отработав 10 лет, перешёл затем в РУС.
Ветераны помнят, как когда-то бегали с зажатым в кулаке пятаком в кино, чтобы посмотреть фильмы о Чапаеве, броненосце «Потёмкине», Чарли Чаплине. Было время немого кино, на смену которому пришло звуковое. Помнит Раиса Ивановна, как загорались глаза зрителей во время показа кадров кинохроники. Было любопытно увидеть другую жизнь, мир природы и животных. Возвращаясь из клуба домой, зрители бурно обсуждали увиденное...
Сейчас Раиса Ивановна из-за болезни почти не выходит на улицу. Дочка, живущая рядом, не оставляет маму без внимания. А воспоминания нет-нет, да и нахлынут. Нет, она ни о чём не жалеет. Как говорится в пословице, где родилась – там и пригодилась. Ей повезло найти интересную профессию. Кино сроднило её с районом, ведь для жителей отдалённых деревень Подрезовой, Эртигарки, Подъёмки приезд киномеханика был целым событием.