Сердце замирает и наполняется радостью всякий раз, как я слышу звон колоколов. Невидимая добрая сила усмиряет мысли, разносит по телу благодать, помогает оставить обиды. В голове единственный вопрос: кто наделил такой силой колокола, что душа православного человека при звуке колокольного звона получает такое умиротворение?
Во все времена колокольный звон был своеобразным вестником чего-либо. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные колокольные звуки.
Впервые колокола появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому, жившему в конце IV или в начале V века. В начале VII века Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение.
На Востоке, в Греческой Церкви колокола стали употребляться со второй половины IX века, но у греков колокола не вошли в обширное употребление. В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства. С XV века, когда в России появились собственные заводы по отливу колоколов, стали отливать колокола больших размеров.
Голос колокола был и будет понятен без слов – ведь он взывает к человеческой душе. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня. И, пожалуй, сложно среди нас встретить человека, кто ни разу бы не слышал звон колоколов в родном Абатске.
Колокольный звон - не просто музыка, это как крик души. Звонят в колокола только в определённый час определённым образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру.
Это – Пасхальная Светлая Седмица. Именно в один из её дней мы (сотрудники информационно-издательского центра "Сельская новь") встретились с главным звонарём нашего села - настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла, иереем Дмитрием Ядыкиным. Вопросов у нас было много, но позвонить в колокола нам хотелось больше всего!
Не передать словами восторг, когда, поднявшись на колокольню, мы увидели и услышали ожившие в руках настоятеля колокола и сами смогли попробовать звонить!
- Каждое православное богослужение всегда сопровождается колокольным звоном. Звуки колокола - напоминание человеку о душе, о вечности. Покаянием в сердце может откликнуться звон колоколов, и тогда человек решает прийти в храм и принести Богу свои грехи, получая прощение, - этими словами начал с нами беседу настоятель.
Далее разговор зашёл о видах православного колокольного звона. Иерей Дмитрий рассказал, что звонов существует большое множество, но есть три основных вида: благовест, перезвон (трезвон) и звон. Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. И звон – характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. Сюда относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарём.
На звоннице храма святых апостолов Петра и Павла – стандартное число колоколов – восемь, но голос каждого из них неповторим. Это мы доподлинно услышали, будучи там и примеряя на себя роль звонаря! Колокола для храма святых апостолов Петра и Павла были изготовлены в мастерской города Каменск-Уральский, звучат они звонко, выразительно, громко.
В ходе нашей беседы иерей неоднократно называет имя Владимира Петровского. Мы интересуемся: кто это? И узнаём, что это человек, который внёс свой вклад в колокольный звон для абатчан. Именно у Владимира Петровского ещё до поступления в духовную семинарию Дмитрий Ядыкин в 1999 году проходил обучение на звонаря.
- Владимир Марьянович Петровский – наш современник, сначала возродивший звоны Соборной колокольни, затем получивший на встрече с Патриархом Алексием II благодарность и благословение на дальнейшее возрождение звонов, - пояснил настоятель.
Долгое время в храме святых апостолов Петра и Павла не было звонаря и именно иерею Д. Ядыкину приходилось совмещать эту обязанность, что не всегда было удобным и возможным.
- В прежние годы звонари часто менялись. Поэтому, когда вопрос о них стал особенно остро, желающие из числа прихожан стали подниматься на колокольню, чтобы попробовать там свои способности, - продолжает рассказ священнослужитель.
Если задуматься, то ведь звонарь одновременно композитор, исполнитель, импровизатор. Его задача так оттенить звон, чтобы сегодня "показать", к примеру, Введение во храм или Благовещение, а завтра – Рождество Богородицы (с помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу). Но первое, о чём должен помнить звонарь, стоя на колокольне, - это то, что он является связующим звеном между храмом и небом и что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием. Настоятель вспоминает:
- Были среди прихожан такие, у кого звонить уже с первого раза получилось неплохо. Мы стали заниматься, я учил, объяснял и как результат - звонница перестала молчать; колокола звонят, и с каждым днём этот звон становится лучше! Это большая радость для всех верующих.
Сегодня все службы, проходящие в храме святых апостолов Петра и Павла в селе Абатское, сопровождаются колокольным звоном, красивым, чистым, слушать который хочется бесконечно.
Е. Колмачевская
Фото автора