Медиакарта
14:29 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Есть у революции начало…

В начале 1920 года на станции Заводоуковской появилась первая ячейка большевиков, которую возглавил Николай Хахин. Его сын Александр стал первым заводоуковским комсоргом.

Одной из главных задач «коммунаров» было разъяснение политики партии. Это оказалось непростым занятием. Сибиряки советской властью были недовольны. Особенно раздражала крестьян прод­развёрстка. 18 ноября 1920 года Ялуторовский уездный исполнительный комитет приказал всем сдать к 1 декабря излишки продовольствия. Причём таковыми считали даже семенное и фуражное зерно. Крестьяне покорно свозили хлеб на заготовительные пункты. У нас это был спиртзавод – только там имелись хоть какие-то складские помещения, но на большое количество зерна они не были рассчитаны. видеть, как выращенный хлеб горит в гуртах и мокнет под снегом, не было никаких сил и действовало на мужиков лучше любой антисоветской агитации.

Поэтому, когда 31 декабря 1920 года в Ишимском уезде вспыхнуло восстание, больше всего красные боялись, что мужики попытаются захватить Падун и отбить хлеб. Туда были направлены все наиболее преданные делу революции товарищи, а среди них и Николай Хахин.

Однако повстанцы догадывались, где будут сконцентрированы главные силы красных и в лоб на Падун не полезли. Так и не дождавшись нападения, Николай Хахин 1 февраля 1921 года вернулся домой. И в этот же день село и станция Заводоуковская были захвачены мятежниками. Жена предупреждала парторга об опасности, но он пошёл утром на работу и тут же был схвачен. Вместе с Хахиным была арестована член партячейки красная партизанка Зинаида Кондина. От неё семья Хахиных и узнала о последних часах жизни Николая Тимофеевича.

Всех захваченных в Заводоуковске сторонников Советов привели в Бигилу, где находился полевой штаб «мужицкой народной армии». Поутру пленных построили, нескольких человек отпустили, в том числе и Зинаиду Кондину, готовившуюся стать матерью. А остальных – босых, раздетых до нижнего белья, со связанными руками – ночью увели из села. Утром за Бигилой, недалеко от дороги, на снегу была обнаружена бесформенная груда человеческих останков. Повстанцы рубили пленных топорами и шашками, кололи пиками и штыками.

В те же первые февральские дни погиб и сын Николая Хахина Александр. Его, раненного в бою под селом Упоровом, отправили в ялуторовский госпиталь. По дороге молодой человек умер и был похоронен в братской могиле на ялуторовском кладбище.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ Фото из фондов музея