Медиакарта
18:04 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Я был солдатом в 45-ом

Я был солдатом в 45-ом
16:53 | 17 ноября 2010
Источник: Слава труду

Ярулла Хисматуллович Юмадиев нынче отметил 84-летие. Несмотря на почтенный возраст бывший фронтовик, как и прежде, остаётся целеустремлённым, решительным и молодым душой.

– Здравствуйте! Кто будете? Откуда? – встретил вопросами старый солдат. Набрав из поленницы охапку дров, кивком показал, куда заходить. Мы оказались в нижней комнатке старого двухэтажного дома. Ярулла Хисматуллович положил возле печки дрова, неспешно снял одежду и расположился на низенькой самодельной табуреточке. Мне предложил стоявший у стола стул.

– Несколько лет назад я построил для семьи новый более просторный дом, но всё равно частенько сюда заглядываю. Люблю здесь бывать, – после небольшой паузы задумчиво сказал дед, – наверное, потому, что в этом доме прошла большая часть моей жизни.

Из неспешного рассказа фронтовика узнала, что судьба его была не из лёгких. Родился и вырос в многодетной семье, где кроме него росли ещё четверо ребятишек. Отец умер рано, и матери пришлось поднимать их одной. Семья познала и голод, и холод, и нищету.

– Мама трудилась в колхозе разнорабочей, – подбрасывая в печь дрова, говорит Ярулла Хисматуллович. – Возвращалась всегда поздно, усталая, ни минутки не отдохнув, бралась готовить нам еду, потом принималась за другую домашнюю работу. А утром чуть свет снова в поле. Долюшка досталась ей несладкая, как, впрочем, и многим, в те лихие годы. Что такое тяжёлый крестьянкий труд, рано познали и мы, дети. Несмотря на сложную жизнь мама старалась всем нам дать образование.

Об учёбе в школе ветеран вспоминал с удовольствием. Ярулла Хисматуллович признался, что день, когда он впервые переступил порог храма знаний, остался в его памяти на всю жизнь. Помнит, какой интерес тогда у него вызвали учебники, которые были только у учителя, как хотелось ему потрогать их, полистать, посмотреть.

– Учиться любил, и в школе первой ступени был в числе лучших учеников. После её окончания продолжил обучение в Новоаптулинской семилетней школе, но через несколько месяцев учёбу пришлось бросить. Причиной, конечно же, была наша бедность. Мой первый учитель, его звали Фазыл Газизов, несколько раз приходил к нам домой. Говорил матери: «Ярулла очень способный мальчик, его нужно учить». Но что мама могла поделать, коли средств на то не имела? Попереживали, да на том дело и закончилось. Много лет прошло с тех пор, а этот факт всё ещё вызывает у меня грусть, – сожалеет Ярулла Хисматуллович.

Мальчику было около 12 лет, когда он начал трудиться в колхозе. Как и мать, был в разнорабочих. В коллективе хорошо знали о его желании учится, и когда в хозяйстве возникла необходимость в обучении счетовода, выбор остановили на нём. Юный Ярулла отнёсся к этому как к подарку судьбы. В последующем освоенной в подростковом возрасте профессии мой герой остался верным на протяжении всей жизни.

Горят, потрескивают в печи сухие дрова. Старый дом наполняется теплом и воспоминаниями.

– Во время прохождения курсов узнал о начале войны с Германией, – продолжает Ярулла Хисматуллович. – Первую повестку в армию получил в 1943-м, правда, на фронт тогда не попал. «Молодой слишком, пусть подрастёт», – сказал один из старших офицеров на сборном пункте в Ишиме. Осенью 1944 года призвали снова. После месячного обучения в Черёмушском военном лагере, что в Омской области, отправили на фронт. Попал в 63-ий танковый десант, воевал в Чехословакии, Венгрии. Никогда не поверю тем, кто говорит, что на войне не испытывал страха. Было страшно, и ещё как. В памяти сохранилось, как старослужащие солдаты учили нас, новобранцев, правильно вести себя в бою, и как потом эти наставления пригодились. Надо сказать, что мы, молодые, всегда чувствовали поддержку с их стороны и даже отцовскую заботу. Я до сих пор вспоминаю эти моменты с большой благодарностью.

В ходе беседы задаю Ярулле Хисматулловичу вопросы, уточняю, переспрашиваю. Мой собеседник отводит задумчивый взгляд в сторону, словно будит давно уснувшие переживания, потом тяжело опускает морщинистые, но до сих пор крепкие руки на колени и, глубоко вздохнув, продолжает:

– Как только оказывались на месте назначения, танки останавливались, мы – десант автоматчиков – спрыгивали с машин и шли в атаку. На одном из таких боёв пулемётной очередью меня ранило в живот, ноги и грудь. Через мгновение потерял сознание, пришёл в себя, когда санитары несли меня в санчасть. Лечение проходил в двух госпиталях: сначала в Чехословакии, потом в Венгрии. Перенёс пять операций, оклемался только через год.

На малую родину – в Новые Юрты солдат вернулся в мае 1946 года. В родном колхозе стал вновь работать счетоводом. Тогда, после войны, вспоминает ветеран, жизнь в деревне ожила. С фронта постепенно стали возвращаться мужчины, молодые женились, строили дома. Поднакопив немного средств, за возведение собственного жилья взялся и Ярулла. Через некоторое время в Новых Юртах красовался его новый двухэтажный дом. В 1954 Ярулла привёл в него молодую жену.

– В свою Гульсейду я влюбился сразу, как увидел. Полюбил ее за озорной и добрый характер. Бракосочетание отметили скромной свадьбой. Прожили мы с ней уже 56 лет душа в душу, – поведал мужчина.

Ярулла Хисматуллович любит и гордится своими дочерьми, которых в семье четыре. По словам моего героя, все они выросли порядочными и трудолюбивыми. Сания, Халия и Шамшехамар обустроились в городе. У всех свои семьи, дети. Младшая, Гульсара, живёт в родительском доме. У неё растёт сын Максим – любимый внук и первый помощник Яруллы Хисматулловича.

Фронтовик рассказал, что районная администрация предлагала ему благоустроенную квартиру в Аромашево, но он отказался.

– Не захотел отступать от поставленной цели – построить новый большой дом, – говорит Ярулла Хисматуллович. – В деревне, где прошли детство, молодые годы, нам с Гульсейдой лучше. Да и детям будет что в наследство оставить. Свою мечту воплотил в реальность в 2005 году. Нынче смонтировал в доме отопление и сейчас жду, когда подведут газ.

Прогорели в печи дрова. Подошла к концу наша беседа. Прощаясь, я уносила в душе частичку тепла старого дома, который, пока стоит, будет хранить историю жизни простого деревенского труженика, фронтовика, отца большого семейства – Яруллы Юмадиева.

Л. ГИЗАТУЛЛИНА

Фото: С. СТЕПАНЮК

НА СНИМКЕ: Жизненные основы фронтовика Я.Х. Юмадиева: любовь к труду, забота о близких и стремление к лучшему.