5 мая отмечается международный день борьбы за права инвалидов. В мире проживает более одного миллиарда людей с ограниченными возможностями здоровья, более ста миллионов из них - дети. Есть такие ребята и в Упоровском районе.
Запланировав встречу со специалистом по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних и социальной реабилитации инвалидов А. А. Сыздыковой, я хотела попасть к ней на занятия. И попала.
Она терпеливо и доброжелательно собирала мозаику с 15-летним Толей.
У мальчика целый спектр врождённых заболеваний, начиная с ДЦП и заканчивая труднопроизносимыми. Айгуль Альпасовна вспоминает: «Анатолий – первый реабилитируемый ребёнок, с которым я стала работать. К тому времени так близко с детьми, требующими особых условий, ещё не встречалась. Переживала страшно, что не смогу, не получится расположить их к себе. Но когда начала, всё оказалось по-другому. Конечно, Толя не сразу пошёл на контакт, но с каждым днём всё охотнее и охотнее стал общаться. Теперь, встречаясь и прощаясь, мы обнимаемся, чему даже его мама, Татьяна Геннадьевна, удивляется. Я учу его рисовать, считать, различать цвета…
В нашем отделении ежемесячно восстановительную терапию проходят 4 несовершеннолетних: 3 – находящихся на инвалидности и один малыш в возрасте от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья. С каждым мы занимаемся строго индивидуально. Я специалист по социально-культурной реабилитации.
– Что даёт такая реабилитация?
– Приспосабливает к жизни в социальной среде. Существует много методов. В первую очередь, это игра, или по-другому – игротерапия. Когда маленький человек играет, он перестаёт бояться, стесняться, начинает открыто выражать свои эмоции. Для таких игр мы используем специальные игрушки и упражнения. Изотерапия – лечение изобразительным творчеством, рисованием. Через краски, цвета, линии и формы дети передают своё видение мира, своё настроение, даже свой характер. Есть ещё терапия сказками, куклами, музыкой, танцами и животными, так называемая анималтерапия.
Разговариваем мы в кабинете так оборудованном для занятий с детьми, что и взрослому здесь интересно: тактильно-развивающие комплексы, модули для интеллектуального и сенсорного развития, набор обучающих стендов для развития бытовых навыков и ещё много чего другого.
– Как вы располагаете ребёнка к занятиям?
– Не все идут на контакт с незнакомым человеком сразу. Ну, не хочет он со мной общаться, за маму прячется. Тогда я отойду, подожду немного, предложу одну игрушку, вторую, третью, рано или поздно, детское любопытство берёт верх, и ребёнок откликается, поддаётся на мою провокацию. А при прощании заинтриговываю – говорю, что завтра я для него сюрприз приготовлю. Иной раз родители сетуют, что дети весь вечер ждут наступления следующего дня, чтобы поскорее к нам прийти. А сюрприз я обязательно приготовлю: будем вместе лепить из солёного теста или наряжать новогоднюю ёлку в тканевой книге, прикрепляя игрушки текстильной застёжкой, но несомненно что-нибудь развивающе-обучающе-увлекательное.
Для меня большая победа, если за 12 дней социокультурной реабилитации мой подопечный научится держать в руках фломастер и рисовать круг, застёгивать пуговицы и открывать кран. Мы учимся, значит, мы живём.
Фото автора.