Медиакарта
15:20 | 19 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хлебнули горя полной чашей

Дети войны. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человечка. Галина Афанасьевна Вакарина родилась в деревне Кутырёва в 1936 году. В семье её родителей, Панкратовых, было 14 детей. Выжили только двое – Галина и её старшая сестра Клавдия, братья и сёстры умерли от болезней.

– Когда началась война, мне исполнилось четыре года. На фронт проводили отца, на службу в военкомат приняли сестру Клавдию – писала она грамотно и красиво, умела печатать на машинке, – вспоминает Галина Афанасьевна. – Мама работала в совхозе, с бригадой пилила двухметровые брёвна. Лес свозили на Гладиловский разъезд всю зиму, а с наступлением тепла загружали в вагоны. Мама брала меня с собой на работу. Помню случай, когда старшие ребятишки решили прокатить меня на поезде. Запрыгнули на платформу, меня подсадили. А состав пошёл дальше. Испугались все. Проехав Гладиловский мост, поезд сбросил скорость, в это время мы все спрыгнули с платформы. Домой к маме меня несли на плечах несколько километров.

В военные годы усилия людей в тылу были направлены на то, чтобы не умереть с голоду, сохранить здоровье и жизнь детям. Галина Афанасьевна вспоминает, что самым вкусным лакомством для неё был хлеб. Зерно в полях убирать не успевали – не хватало рабочих рук, пшеница оставалась под снегом. Весной люди выходили собирать колоски. В мешочке, спрятанном под фуфайку, приносила домой зерно и мама Галины, чтобы потом перемолоть и испечь лепёшек. В военные годы семья Панкратовых не голодала, благодаря корове, которая приносила достаточно молока, выращивали телёнка – было мясо. Чтобы сдавать налог яйцом, завели кур и петуха.

– Летом мама ходила по ягоды, – рассказывает Галина Афанасьевна. – Я брала варежку и рвала листочки крапивы и лебеды, чтобы мама могла сварить суп. Люди помогали друг другу, чем могли. Однажды вечером в дом постучал старичок. Мама накормила его супом, печёнками, да ещё с собой еды в дорогу собрала. По соседству женщина жила с двумя маленькими детишками. Она помогала маме по хозяйству, копала вместе с нами картошку, в благодарность мы делились с ней урожаем, отдавали простоквашу и творог. Когда на станцию приходил состав с брикетами американского бобового жмыха, маме удавалось подобрать обломки и принести мне. Им скот кормили, а для меня это была такая вкуснятина.

Со второго класса Галина вместе с одноклассниками выходила на уборку льна: дети выдёргивали растения из земли, учителя шли следом и вязали снопы. Вручную рвали горох, грузили, свозили на склад для обмолота. За эту работу ребятишкам в конце дня выдавали хлебные калачи – радости не было предела.

Весть о Победе Галина услышала во время школьного урока. Взрослые передавали её из уст в уста – радио в деревне не было. Отец семейства – Афанасий Панкратов домой с фронта вернулся в ноябре 1945 года. Фронтовика поздравляла вся деревня. Ребятишки с печки наблюдали, как в хату набивался народ, как заполнялся стол, как все радовались возвращению солдата. Потом ещё не раз Галина из-за той же печной занавески наблюдала, как отец с другом коротали вечера за воспоминаниями о фронтовой жизни.

Окончив школу, Галина Афанасьевна поехала учиться на фельд­шера в Тюменское медицинское училище. С дипломом вернулась в родной район. Почти сорок лет она отдала работе в Голышмановской санэпидемстанции. Сейчас Галине Афанасьевне Вакариной 81 год. И даже в таком преклонном возрасте продолжает вести активную общественную жизнь, является председателем первичной ячейки совета ветеранов залинейной части посёлка Голышманово, в подопечных у неё 22 человека.

Под стать своей коллеге и Валентина Николаевна Кирьянова – руководитель первичной ячейки северян-пенсионеров «Северное сияние». Много лет она жила и работала в Крыму, затем на Севере области. Выйдя на заслуженный отдых, приехала в Голышманово и занялась общественной работой.

Валентина Николаевна из семьи военного. После окончания военно-артиллерийского училища её отца направили служить в Западную Украину. Перед началом войны в семье уже было двое маленьких детей, а под сердцем мама носила Валентину.

Фашисты наступали стремительно – семьи офицеров в срочном порядке эвакуировали в тыл. Беременной женщине с детьми с большим трудом удалось добраться до деревни Мозолево Смоленской области, где жили её родители. В начале осени регион оккупировали немецкие захватчики.

– Мама рассказывала, что немцы ходили по домам и собирали с населения продукты, – вспоминает Валентина Николаевна. – Отдали им всё, что было в доме. Но мама не знала, что куры неслись ещё и в печке-буржуйке, стоящей во дворе. Немец пнул печку, и из неё посыпались яйца. Посчитали, мама их обманула намеренно, хотели расстрелять. Вмешался переводчик, что-то сказав на немецком. Бабушка с дедом прятали дочь и внуков в подполье под печкой. Один полицай сказал, донесёт в комендатуру о том, что в доме прячут жену советского офицера с детьми. Было решено переправить их к партизанам. Мамин младший брат служил в таком отряде. В лесу 9 октября 1941 года я и родилась. Но запись в свидетельство о рождении сделали только 9 января 1942 года, когда меня впервые привезли в деревню Мозолево. Не всегда советским войскам удавалось удержать отбитую у фашистов землю – в деревне власть менялась много раз. Поэтому нам приходилось жить то в деревне, то уходить в лес.

Отец Валентины Николаевны дошёл до Берлина и продолжил службу после войны в звании капитана. Семья воссоединилась, только маленькая Валя осталась жить у бабушки с дедушкой в деревне. Жизнь в лесу сказалась на детском здоровье, она часто болела.

У Валентины Николаевны двое детей, сын пошёл по стопам деда – выбрал профессию военного.

Пережив войну, Галине Вакариной и Валентине Кирьяновой предстояло не менее важное дело – восстанавливать страну. Красивые, молодые, сильные, они были готовы свернуть горы ради мирной жизни для своих будущих детей.

Фото автора

Валентина Кирьянова родилась в 1941 году на оккупированной немцами территории 
Автор: Наталия ГЛАДКОВСКАЯ