Анатолий Мотаев встретил нас на пороге своей СТО, опершись на трости.
- Пойдемте присядем, долго стоять не могу, - пригласил он нас в свой импровизированный кабинет, который по совместительству является стойкой приёма заказов.
- Вы не обращайте внимания, - улыбается он, усевшись в кресло, и руками, согнув в коленях ноги, приводит их в привычное для этой позы положение.
На протезах Анатолий с 2003 года – отголосок войны. Не любит бывший омоновец, когда его жалеют или проявляют излишнюю сентиментальность, как-никак 17 командировок в Чечню за плечами. Сколько жена Наталья не уговаривала завязать с опасной профессией, он ни в какую – долг превыше. Вот и сын Вячеслав после армии решил отправиться по этому пути, но после трагедии с отцом из ОМОНа ушёл. Хотя - как ушёл, не сам, конечно, мама упросила.
Автоматная защита. Тогда, 15 лет назад, шла очередная командировка. 21 мая около полудня после проверки опорного блокпоста на улице Мансурова в поселке Черноречье Заводского района города Грозного капитан Мотаев вместе с ялуторовчанином - подполковником Фирсовым возвращались на базу.
- Видимо, выследили нас, - рассказывает Анатолий, - вот и подорвали радиоуправляемую мину МОН-50. Смертоносный заряд ставили на скорую руку и он наклонился к земле, по- этому зона поражения уменьшилась. Взрывом ему оторвало ногу, вторую впоследствии ампутировали в госпитале, да и рука пострадала. Юрию Фирсову повезло меньше, он погиб на месте.
Как говорит Анатолий Валентинович, важную роль в его спасении сыграл автомат, который он по старой привычке переносил вертикально на боку. Осколки разрушили оружие, но не смогли преодолеть эту преграду. После взрыва боец, несмотря на травмы, выхватил пистолет, вот только передёрнуть затвор уже не смог: кисть была перебита. Теряя сознание, он услышал, что подмога уже близко, а затем - укол обезболивающего, жгуты, лазарет и родная Тюмень.
Под светом «гирлянд». В памяти нашего героя живы воспоминания обо всех командировках, но самое яркое – штурм посёлка Комсомольский, в котором дислоцировалась банда Гелаева.
На участке Мотаева произошёл прорыв, к тому моменту продукты уже закончились, а боеприпасов оставалось по четыре комплекта на человека, которых максимум хватило бы на десятиминутный бой. Притом садились аккумуляторы радиостанции, пришлось их экономить, перейдя на режим «только передача». Бойцы отошли на край посёлка и закрепились. Выставили два танка внутренних войск и укрылись в овраге.
В пять утра было замечено движение в развалинах. Чтобы не выдавать себя, танки заводить не стали, но стрелки заняли позиции у крупнокалиберных пулемётов, которые могут насквозь прошивать дома. Запросили «гирлянды» (залп осветительными минами) и когда стало светло - начали отсекать бандитов. Именно эти бои сейчас называют самым кровопролитным сражением Второй Чеченской.
За штурм Комсомольского Анатолий получил орден Мужества, которых у него два, а также есть медали «За отвагу» и «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Ради отдыха в пути. Когда времена командировок прошли, дома сидеть бывший омоновец не захотел.
- Не могу без работы, лежать и ныть - не хочется, - поясняет он.
Занялся охранным бизнесом, колесил по области и обратил внимание, что удобных кемпингов в регионе почти нет. Пельмени с шашлыками на каждом свёртке предлагают, а чтобы найти где отдохнуть, помыться, переночевать, а заодно отремонтировать авто, нужно потратить немало времени.
- Раз нет - нужно сделать, - решил он. В инвестагентстве Тюменской области Мотаеву предложили несколько участков на выбор. Больше всех приглянулся карабашский свёрток, всё-таки близость «федералки», да и газ с электричеством рядом. Он взял заём в агентстве, добавил собственные накопления - и стройка началась. Сегодня уже запущена шиномонтажная мастерская, есть душевые, вскоре заработает чайная, а рядом залит фундамент, на котором в середине мая начнётся возведение стен гостиницы. В двухэтажном здании будут номера, прачечная, столовая. И сауна, и бильярдная - тоже. Территория приличная, поэтому в планах - размещение заправочной станции и зоны отдыха с садом. Парковку возьмут под охрану, и здесь без опаски можно будет оставлять легковушки и большегрузы.
На первом этапе уже вложено порядка четырёх миллионов, и впереди ещё немалые траты. Но, по заверениям Мотаева, свой проект он доведёт до логического завершения, ведь деньги решают далеко не всё.
Своими руками. Кемпинг стал семейным бизнесом - проводку и отопление в помещениях монтирует сын Вячеслав, Анатолий сам изготавливает мебель, жена Наталья занимается организационными вопросами и помогает с уборкой после того, как мужчины поработают. Помимо Мотаевых в открывшейся СТО пока трудится один наёмный специалист, но планируется, что со строительством гостиницы здесь будет создано 17 рабочих мест.
Планы у Анатолия Валентиновича очень серьёзные, помимо стройки нужно заняться водоотведением, отсыпкой парковок и об этом он не забывает, уже сейчас договариваясь с поставщиками материалов и услуг. Такой подход обусловлен ещё и тем, что это единственный официальный кемпинг в нашем районе. По словам начальника управления сельского хозяйства и инвестиционной политики администрации района Павла Робканова, у остальных есть различные проблемы с оформлением документов и техническим присоединением. Конечно, их решить можно, но, видимо движет ими иная цель, нежели избрал бывший омоновец. Ведь Мотаев сам признался, что ищет не заработок, а стремится дать людям удобство и комфорт, которых на трассе не хватает и ему самому.