Медиакарта
5:44 | 11 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Нет Родины другой, кроме России

14:10 | 26 мая 2018
Источник: Красная звезда

Россия – одно из самых многонациональных государств в мире. На его территории проживают порядка ста шестидесяти народов, наций, этнических групп. А значит, соседствуют и разные религии, в корне отличающиеся от христианских взглядов. Но это не мешает на протяжении веков быть нашей стране единым целым.

 Если вспомнить историю, то ещё с самого основания нашей державы предки, хоть и были сильными и смелыми, воевать не очень любили. На нашей Родине уживались все, и всё больше наций со временем присоединялось к русским. На сегодняшний день, наряду с христианами, активно участвуют в жизни страны мусульмане, плодотворно взаимодействуют с государственными и общественными организациями в делах благотворительности и просвещения, в воспитании подрастающего поколения. Всё это способствует сбережению богатейшего культурного, духовного наследия.

   На территории Викуловского района также проживают не только русские и братские нам народы -- белорусы и украинцы, -- но и казахи, азербайджцы, узбеки… И многие из них настолько привыкли к жизни в России, что считают её своей Родиной. В то же время это не мешает им сохранять свои исконные традиции, доставшиеся в наследство от далёких предков.

   Как раз такая семья проживает в д. Комиссаровке Нововяткинского сельского поселения. Казахи Ахметовы обосновались в Тюменской области давным-давно, и Жаныл Байраковна, которой сейчас 61 год, говорит так: «Я родилась и выросла в России, поэтому другой Родины у меня просто нет. Здесь прошла моя жизнь, всё главное было тут. С русскими мы поладили, и в Комиссаровке нас приняли хорошо». В Казахстан вся её большая семья приезжает разве что в гости к родственникам, да за товарами, которых поблизости не купить (традиционная казахская одежда, расписные платки, дорбы). Помнит женщина и свой родной язык, передала его детям, но даже дома говорят только на русском.

   Родилась и выросла Жаныл Байраковна в д. Озерки Абатского района, в многодетной семье, где кроме неё воспитывалось ещё девять детей, она была самой старшей. Её будущий муж, Толеубай Есимович, проживал в соседнем ауле Лебедки. Приглядел он невесту и украл её. По казахским обычаям родителям пришлось выдать Жаныл за него замуж. Сначала обосновались в Лебедках, у отца жениха. Спустя некоторое время переехали в с. Тангичи. Там не пожилось, и в 1980 году обосновались в д. Комиссаровке Викуловского района. Выбрали именно это место, потому что Толеубай в юные годы учился в Нововяткинской школе (это была ближайшая школа к его аулу), а жил на квартире у бабы Они (ветерана Великой Отечественной войны А.Н. Зенковой). Как переселились, устроились на работу в совхоз. Жаныл Байраковна в летний период трудилась в животноводстве, в зимний – в детском саду воспитателем. Вместе с мужем вырастили троих детей: дочь Бахыт и сыновей Андрея и Серека. Сыновья живут в г. Тюмени, у младшего через месяц намечается свадьба. Бахыт тоже проживает в городе, но на время декретного отпуска по уходу за дочерью Амирой переехала к маме в деревню.

   Отпуск её только называется отпуском – свободного времени нет совсем. Сложно представить, как она вообще справляется со всеми обязанностями, которые теперь на ней. 16 дойных коров, 20 голов молодняка, 5 кобыл, 5 жеребят, 19 овец и одна коза – всё это огромное разноголосое подворье уже третий год содержит она одна (мужчин в доме нет, а мама в этом ей не помощник, перенесла несколько операций). Правда, в последнее время наняла в работники местного парня Ивана, чтобы помогал утром выгонять скот на пастбище, а вечером встречать, и зимой помогал управляться – иначе физически не успеть всех животных вовремя накормить и напоить. Коровье молоко идёт на сдачу. А вот традиционный казахский напиток кумыс (кобылье молоко) не делает. Говорит, нужно создавать для этого специальные условия.

   Выращивать скот Бахыт приучена с детства. Отец и мать всегда держали много коров, до пятидесяти голов коней. Именно большое хозяйство помогло выучить всех детей на платной основе. Отца не стало тринадцать лет назад, и хозяйство мама поубавила. Несколько лет назад подвело здоровье, и вовсе пришлось бы от всего отказаться, если бы дочь не приехала…

   Своих обычаев эта казахская семья никогда не забывала. Сейчас идёт Ураза-Рамадан. В это время на протяжении месяца у казахов принято поминать усопших. Вся казахская община поддерживает заведённую традицию, каждый день этого месяца они ездят друг к другу в гости, помолиться. Вот и Ахметовы за этот месяц уже побывали в Абатском, Сорокинском районах, в наших деревнях, где живут казахи (д. Чаше, Усть-Барсуке и других). У себя будут принимать 9 июня. Соберётся порядка шестидесяти человек, а, возможно, и больше. Нужно будет всех вкусно накормить.

   - Мы привыкли соблюдать эту традицию, -- рассказывает Бахыт Толеубаевна. – Когда настанет черёд нашему дому угощать гостей, заколем двух баранов, наварим мяса, наготовим мантов, пельменей. Спиртное на таких праздниках не употребляется. Последней гостей будет принимать та семья, у кого в доме последний усопший, у них собирается больше народу. Между собой все мы, казахи, живём дружно. Вчера вот проводили «своих» Беримжановы, и мы тоже к ним ездили. А через семьдесят дней начнётся Курбан-Байрам, и он будет длиться три дня. В это время мулла распределяет, кто принимает гостей, и разделяет нас, чтобы не одна семья принимала. Мулла живёт в Пинигино. На праздник приносится в жертву барашек, часть его мяса раздаётся соседям и нуждающимся. Но нельзя давать пьющим землякам -- только тем, кто гарантированно это мясо не продаст, не обменяет, а съест.

   Кроме этих обычаев, Ахметовы придерживаются и традиционной казахской кулинарии. В их доме часто пахнет баурсаками (пышными печёными лепёшками), берёками (пирожками с мясом), бешбармаком. По праздникам готовят бялеш (гуся в тесте).

   Совсем скоро семье предстоит праздновать значимое событие – женитьбу Серека. В невесты он выбрал себе девушку из Заводоуковского района по имени Гульжан. Свадьба пройдёт с размахом, как и полагается у казахов. Знакомство семей жениха и невесты уже прошло, и теперь идёт подготовка к торжеству. У Бахыт по этому случаю уже закуплены подарки для родни невесты. Специально за ними ездили в Казахстан. В углах комнаты аккуратно уложены рулоны синего бархата, приобретены ковры, кольца, золото, шапаны (мужское одеяние), комзолы (женские жакеты). Всё это, по традиции, принято дарить на свадьбу. В этот день соберётся порядка двухсот человек. Казахи роднятся до седьмого колена включительно и стараются приглашать на такие мероприятия всех многочисленных родственников. Вот и Жаныл Байраковна будет созывать всех на свадьбу сына, ведь у неё немало родни (у девяти братьев-сестёр свои дети и внуки, и со стороны мужа восемь человек, у которых тоже свои потомки, а ещё есть и другие родственники). Переживает, как бы кого не забыть, надеется, что они друг другу передадут новость, -- рады будут всем, кто приедет. Нас, конечно, всё это удивляет, но, опять же, таков обычай у представителей этой нации. Всех своих родственников Ж.Б. Ахметова знает по именам, помнит, когда чей день рождения.

   Праздники – праздниками, но есть то, что печалит семью – скоро Бахыт и Амира уедут в город. Декретный отпуск закончится, нужно будет возвращаться на работу (Бахыт работает заместителем начальника отдела дознания полиции города Тюмени). Несмотря на болезнь, мама переезжать к детям в город наотрез отказывается. Останется жить в Комиссаровке одна, но это её не пугает, ведь дети и внуки обязательно будут навещать. «Я дом не брошу, -- говорит она. – Да и чего мне бояться: здесь моя Родина, и люди все свои, земляки…».

На снимке: семья Ахметовых

Фото Т. СУХОВОЙ

Автор: А. НАУМОВА