Медиакарта
5:55 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сибиряки с чувашским говором

В селе Ермаково, что стоит на Левобережье, невдалеке от несущего тихо свои воды Тобола, на протяжении нескольких веков живут бок о бок одной семьёй русский и татарский народы. В шестидесятых годах прошлого столетия здесь обосновались и переселенцы из Чувашии.

Уроженцы берегов Камы приехали сюда по набору, в поисках работы, которую сложно было найти в густонаселённой чувашской территории, заниматься подсобным хозяйством. Работавший с переселенцами председатель Ермаковского сельсовета Тимербай Ибрагимов твёрдо обещал, что в Сибири их ждёт хорошая перспектива. В Ермаково приезжим сразу выделили жильё, обеспечили работой. Обвыкнув на новом месте, новосёлы влились в ряды тружеников ферм и пашен, стали полноправными членами встающего тогда на ноги хозяйства. Правда, здешний суровый климат не всем приезжим понравился, и, прожив несколько лет, некоторые семьи решили вернуться обратно на родину. Как сложилась жизнь обосновавшейся в Сибири чувашской диаспоры? Воссоздать события прошедших десятилетий, проследить судьбы людей, крепкими нитями связанных с нашим районом, помогла мне местный краевед Надежда Чусовитина.

В числе первой группы, с которой приехали семь семей, оказались и Пётр Михайлович и Зинаида Сергеевна Михайловы. Супруги везли троих ребятишек, уже здесь, в Ермаково, появились на свет ещё пятеро. Обустроившись (тогда в селе появилась целая улица переселенцев), новые жители понемногу втягивались в ритм сибирской жизни. Глава семейства сел за руль трактора, а его жена пошла на ферму дояркой. С уважением относились сельчане к этой паре, настоящим хозяевам, умеющим трудиться, обладающим крестьянской хваткой и основательностью. Труд доярки всегда считался нелёгким, подъём с ранней зорькой и до позднего вечера, и так весь день на ногах. Каково же совмещать эти обязанности многодетной матери, воспитывающей восьмерых детишек, хозяйке?! Но скромная героиня, удостоенная за материнский труд медали «Материнской славы» III степени была также награждена орденом Трудового Красного Знамени!

Породнившись с этой землёй, супруги Михайловы так и остались здесь навечно. С родным Ермаково связали свою судьбу и их дети Светлана, Сергей и Надежда. Недалеко, в Тобольске, живёт Иван. Лишь одна из сестёр уехала в Белгород. В сибирском краю чувашская семья Михайловых понемногу прирастала другими национальностями, в родстве у них есть и татары, и русские. Четырнадцать внуков и не меньше пяти правнуков – вот какой добрый след оставили Пётр Михайлович и Зинаида Сергеевна!

– Мы родились уже в Сибири, и почти не слышали в доме чувашской речи, – вспоминает младшая дочь Надежда. – Росли, приобщаясь к традициям местного населения, о своих, к сожалению, мало что знаем. Правда, помню, что мама пела всегда на родном языке. К праздникам она старалась угостить нас некоторыми национальными блюдами, стряпала шаньги, вкусные лепёшки по-чувашски, хворост. А ещё она варила очень вкусное домашнее пиво, настоянное на хмелю.

Про национальный чувашский праздник Акатуй, который будет отмечаться в июне, Надежда наслышана. Хотя видеть, как отмечают его в Тюменской области представители этой диаспоры, не приходилось ни разу. По многим приметам он удивительно схож с татарским Сабантуем, ведь, как и у татар, чувашский народ собирается в Акатуй, чтобы отпраздновать окончание весенней крестьянской страды. Песни, пляски, гулянье, национальные спортивные соревнования, состязания батыров и народные блюда – вот что такое Акатуй!

А вот уроженка д. Старые Щелканы Урмарского района Чувашской АССР Клара Фёдорова хорошо помнит, как дружно и весело гуляли в этот старинный праздник у неё на родине. Народ со всех окрестных деревень стекался на большое поле, хозяйки приходили со своим угощением, свой талант и мастерство показывали лучшие певцы и танцоры, мужчины состязались в силе и ловкости.

– Но это было больше полвека назад, в моём детстве, – улыбается моя собеседница с удивительно добрыми глазами.

В 66-м году с третьей волной переселенцев, с мужем Михаилом и двумя детьми на руках они решились обживать бескрайние сибирские просторы и поехали в Тобольский район. Рабочие руки здесь были в цене, муж, механик по специальности, стал трактористом, а Клара, работавшая дома на мебельной фабрике, пошла на ферму. Здесь семья пополнилась ещё двумя ребятишками. Правда, из пяти приехавших семей только Фёдоровы продержались несколько лет, остальные земляки вернулись на родину. В 1979 году уехал домой после окончания восьмилетки и старший сын Фёдоровых Анатолий, а вслед за ним – и остальные домочадцы. Но чем-то тронула Михаила Фёдоровича сибирская сторонка, что спустя несколько лет он засобирался обратно. С той поры Фёдоровы уже навсегда остались ермаковцами.

– У нас в Чувашии леса нет, и сено негде косить было, – говорит Клара Михайловна, – а здесь мужу очень нравилось, всё рядышком – и ягоды, и грибы, и рыбалка. Мы разводили скот, держали коров, лошадей, свиней, сенокосы тут такие…

Сейчас в доме Фёдоровых, где жила большая семья, осталась она одна. Кто-то из детей переехал в Тобольск, кто-то живёт рядом. Но скучать бывшей передовой доярке совхоза «Новая жизнь» не приходится. Перешагнувшая восьмой десяток бабушка и прабабушка Клара Михайловна без устали наводит порядок в своем домике и во дворе, где всё блистает чистотой и порядком. Все окна заставлены рассадой – всё готово к огородному сезону. Своего часа ждёт деревянная прялка, привезённая из дома. Хозяйка любит заниматься рукоделием, вяжет внукам варежки, носки – но это в свободное время. Запах свежеиспечённого теста разносится по комнатам. Привычка к стряпне осталась у бабушки Клары ещё с тех пор, когда кормила свою детвору.

– Старалась приготовить блюда чувашской кухни, суп с галушками, пироги с картошкой и мясом, шаньги, они ничем не отличаются от сибирских, – в голосе Клары Фёдоровны ощущается еле заметный акцент. – В семье разговаривали и на русском языке и на родном. Сейчас говорят на чувашском только внуки, проживающие в Чувашии. У них, несмотря на свой возраст, стараюсь бывать часто. Там моя малая родина, а здесь, в Ермаково, мой дом, родные и близкие люди.

Труженица тыла Мария Зайцева помнит, как 16 февраля 1964 года встречал их, переселенцев, на железнодорожном вокзале в Тюмени председатель сельсовета Тимербай Ибрагимов. Среди них были семьи Александровых, Шароновых, Воробьёвых, Марковых, Синичкиных. Сама Мария Николаевна родом из Омской области, но судьба помотала её немало. В Чувашии оказалась по семейным обстоятельствам. Но жить там не смогла, как без работы растить детей? Вот так и оказалась с семьёй в с. Ермаково. Работала на ферме – и дояркой была, и телятницей, последние 12 лет до ухода на пенсию трудилась кочегаром в котельной сельского ДК. Вырастила восьмерых детей.

Из их команды переселенцев тоже остались в Сибири единицы. Пожив немного, уехали домой Шароновы, Воробьёвы. А для Зайцевых, ведь троих последних она родила уже здесь, Ермаково стало родиной – близкой и единственной. И без этой земли они себя и не представляют. Сейчас дочери и сыновья Марии Николаевны живут в Тобольске. Но регулярно наведываются в село, держат в порядке дом и участок, который уже много лет носит звание образцовой усадьбы, участвуют в сельской жизни. Им есть с кого брать пример. Много лет выступала в ансамбле «Лучинушка» их мама, с такими же пожилыми певуньями объехали с концертами полрайона, случалось, и пешком добирались к зрителям.

– Вот только сейчас нет возможности спеть, как раньше, и сплясать, ноженьки не дают, – замечает Мария Николаевна. – Мы дружно жили. Пётр Михайлов хорошо играл на гармошке. А мы с Зиной пели и чувашские, и русские песни, и так легко и радостно становилось на душе...

Автор: Клара КУТУМОВА, Тимур КАРЫМОВ (фото)