Медиакарта
22:35 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ...

Шестого ноября Матрёна Антоновна Годзина (на снимке) отметила 90-летие.

Её родители родом из г. Киева. Их потомки - коренные жители Сорокинского района. Судьба каждого из них неотделима от судьбы России. С начала минувшего века в сибирский (холодный, но благополучный) край люди ехали и едут со всех сторон нашей необъятной Родины. Крестьяне-бедняки уходили на временные заработки не только в города. К примеру, Александр - ухажёр Матрёны Годзиной родом из Ивановской области. Он в сорокинской местности в 1939 году поступил на работу по найму - катать валенки. Познакомился со здешней девушкой - Матрёной. Добившись расположения, намеревался жениться. Невеста давно осиротела, поэтому просить в жёны было не у кого. Жених увёз её к своим родителям, чтобы получить благословение. Вступить в брак без паспорта - невозможно, вот невестка в июне 1941 года и вернулась домой за официальным документом. Но вероломная война навсегда разлучила влюблённых. В течение всей жизни Матрёна Антоновна берегла верность в своих чувствах, сохранив воспоминание о счастливых годах юности, вырастила дочь, неустанно заботилась о внуках. Теперь даёт напутствие правнукам. Самой младшей правнучке - Веронике исполнилось всего три месяца. Это первый ребёнок внука Анатолия Петрова. У него на склоне лет своих и приклонила голову М.А. Годзина. Молодая жена Анатолия Александровича Татьяна хорошо ухаживает за немощной старушкой, поддерживает жизненный тонус. Правда, молодой семье приходится ютиться в небольшом ветхом пятистенке на чужом подворье села Большое Сорокино. Собственный же дом на малой родине (д. Новотроицк) у пенсионерки давно разрушился. Выхлопотать квартиру заслуженной колхознице бывшего колхоза «Заветы Ильича» не удаётся, поскольку она не является вдовой фронтовика. В её домашнем архиве хранится много благодарностей, юбилейных медалей и других наград. Не зря же народ возвеличил свою землячку, славную труженицу животноводческой отрасли. Её подруга Мария Кузнецова и другие деревенские жители могли бы подтвердить, что она на протяжении более десяти лет пасла колхозных овец, принимала от населения д.Новотроицк и д. Боёвки молоко и возила продукцию на лошадях на Сорокинский маслозавод, доила коров… Как говорится, трудилась не благодаря, а вопреки. Приходила на ферму очень рано и уходила, когда уже было темно. Не без гордости М. Годзина вспоминает, что её работу постоянно представляли начальству разных уровней, как образец. К примеру, закреплённая за этой скромной женщиной дойная группа КРС отличалась чистотой и продуктивностью. В общем, не отказывалась ни от какой работы. Но свой рассказ моя собеседница начала не с трудового подвига, а с душевной боли. Если б не было войны…

Матрёне Годзиной не пришлось во время пурги заготавливать строевой лес, рыть окопы глубиной с человеческий рост (муж в письме предостерёг), однако здесь, в Сибири, молодых людей отправили на строительство заводоуковского железнодорожного разъезда. Не успела развязать узел багажа, приехав из Ивановской области, сразу же получила уведомление из военкомата. Часто вспоминает эпизод одной и той же картины: на чистом поле на месте раздвоения одноколейного железнодорожного пути огромный летний барак с приспособленными для спанья сплошными деревянными нарами…

На хрупкие женские клались массивные шпалы и тяжёлые части рельсов. С 1942 по 1946 год она участвовала в торфоразработках, которые велись в двадцати пяти километрах от г. Тюмени. Там и застало сообщение о победоносном завершении кровопролитной войны. Победу М.А.Годзина встретила со слезами на глазах.

Тамара БЫЧКОВА.