Медиакарта
1:59 | 16 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Марево над Морево Патриоты маленькой деревни и большой страны

10:00 | 19 июля 2018
Источник: Знамя правды

Под гул паутов в жаркий летний день, пахнущий цветом клевера и подмаренника, мы добирались не до самой отдалённой от «столицы района» деревни, но всё-таки до потаённого уголка. Наверное, не многие жители территории сразу скажут, где находится этот населённый пункт, или к какому сельскому поселению он относится, но мы, даже не имея повода, здесь побывали. 

Морево, наверное, как и все малые деревни, не отличается своей многолюдностью, тем более в жаркий день. Но, нам повезло, свернув на грунтовую улочку с одиноко стоящим вдали домом, мы увидели мужчину, шагающего в его сторону, с небольшим тюком сена за спиной, замотанном в рогожку. Им оказался Игорь Минин. Немногословный, скромный, даже, как мне показалось, немного скрытный, занимался покосными работами вдоль дороги. Вместе с женой Ниной Владимировной они держат двух коров (было три, одну отдали дочери, проживающей в Масалях), трёх телят, двух овечек, гусей. Молоко сдают в кооператив «Усадьба», в основном первым сортом.

Пасут в деревне коров подённо. Приходится это делать часто в течение лета, ведь сейчас мало у кого на подворье есть КРС.

Всё лето Игорь Александрович заготавливает сено своим бурёнкам, скашивает мотоблоком, собирает вручную. Лугов в деревне почти не осталось, теперь в основном это криммовские поля. Поэтому приходится косить, где придётся. «Нынче трава хорошая, матёрая, дождей было много, так что будет, чем скотинку зимой кормить», – говорит мой собеседник.

Вообще, надо сказать, он в деревне живёт не так уж и давно – лет пять. Приехал вслед за женой из Тюмени, где с ней и познакомился. До пенсии шоферил. Купили дом в Морево, в котором раньше обитали старики. Когда им стало одним жить тяжело, переехали к детям в Заводоуковск.

Игорь Минин любит пройтись по лесу, чтобы пособирать грибы да ягоды. И рыбалкой увлекается, да, к сожалению, рыбы в реке Емуртле не стало.

«Ладно, некогда мне с вами беседовать, работать надо. Летом один день год кормит», – с этими словами он занялся своим делом.

Дальше наш путь лежал вглубь деревни. Увидев магазин смешанных товаров, решили заглянуть туда. Нас приветливо встретила Оксана Попова, как оказалось, жительница соседней Петропавловки. В этой торговой точке она работает уже два года. Каждый день до Морево добирается на машине сама. «Да ведь недалеко, всего два километра», – говорит продавец. Хозяйка магазина предприниматель Наталья Швиндт, у которой в Емуртле своя пекарня. Товар в моревский магазин завозится два раза в неделю (часто по заказам), а выпечка три раза – в понедельник, среду и пятницу. Покупатели в основном пенсионеры, молодых мало. Встречаясь по утрам в торговой точке, бабушки и дедушки обсуждают насущные проблемы, делятся новостями. В тот момент, когда мы посетили деревню, самой злободневной у них была тема Чемпионата мира по футболу. Вот бабульки всей душой и болели за российскую команду. 

Во время нашей беседы за бутылкой пива зашёл Дмитрий Новосёлов. Весёлый, позитивный, неунывающий, немного подшофе. Оказалось, что 34-летний молодой мужчина нигде не работает. Перебивается случайными заработками – у кого-то в огороде поработает, кому-то дров нарубит… Живут Дима вдвоём с 74-летним отцом.

– Папа раньше был трактористом, стаж 45 лет, а пенсия всего 8 тысяч рублей. У нас в доме печки разваливаются, надо их ремонтировать, мы уже три раза горели. Отец ждёт помощи от Собянина.

– Но ведь Собянин –  мэр Москвы. А вы куда обращались за помощью?

– Никуда.

– А сами не пробовали накопить денег на покупку кирпичей?

– А с чего копить? Денег не хватает.

– Но ведь на выпивку находите.

Вот такой диалог у нас состоялся с моим собеседником. И стало грустно от того, что такое потребительское отношение становится нормой. Кто-то старается, зарабатывает, строит или ремонтирует дома, покупает машины, а кто-то только ждёт помощи, ничего при этом не делая…

Оказавшись на улице Заводской, я обратила внимание на мужчину, копавшегося в тракторе. «Николай Геннадьевич Могутов, пенсионер», – представился он. Раньше работал трактористом в колхозе «Колос». Проживает с Татьяной Николаевной Назаровой. Переехали к ним и её дочь Надежда со своей семьёй. Хозяином техники является сын супруги Алексей Лесков, который тоже проживает в Морево. Он держит с десяток коров, телят. Поэтому трактор в хозяйстве вещь необходимая. Помимо него, есть роторная косилка, грабли, прицеп, кун. Так что сено для бурёнушек на зиму заготавливают самостоятельно.

Рядом с домом Николая стоит сруб бани. Интересуюсь: «Сами делали?».

«Надин муж Виктор рубил, собираются менять старую на новую».

После нашей беседы Николай Геннадьевич стал перевозить в куне нарубленные дрова, которые лежали через дорогу от дома.

Цифры и факты:

Морево впервые упоминается в переписи Тобольского уезда 1710 г. С этого же года деревня стала относиться к Емуртлинскому острогу. С 1798 года входила в Емуртлинскую волость, с 1909-го – в Петропавловскую (Голопуповскую) волость, с 1919-го – Моревский сельсовет, с 1961-го – Буньковский сельсовет. С 1923 года деревня стала называться селом.

В 1710 году в деревне проживало 98 человек. Были годы, когда число жителей переваливало за 1 000. Например, в 1897 году их было 1 123, а в 1926 году – 1 354.

В советское время в селе функционировали начальная школа, Дом культуры, отделение связи, сберкасса, библиотека, стационарная киноустановка, детский сад, молочно-товарная ферма. (Сведения взяты из книги Михаила Арендоренко «Короткова, Морево, Петропавловка. История и люди»).

Сегодня в Морево в 40 домовладениях проживает 87 человек. На подворьях селян насчитывается 90 голов КРС, 40 – свиней, 32 – коз, овец, 5 – лошадей.

Фото автора.

Автор: Людмила ИВЛЕВА.